Найти

В Ленобласти разыскивают памятник героям-партизанам

Валерий Фенёв, корреспондент  
Полстолетия назад на границе Новгородской и Ленинградской областей появляется группа школьников. Возглавляет их ветеран Великой Отечественной войны. Рассказывает о каменном лагере партизан. О героической обороне. На месте лагеря школьники устанавливают типовой, обычный железный памятный знак. И все. Как будто памятник исчезает из истории, о нем забывают на полстолетия.

В конце прошлого  года на почту школы №389 Петербурга прислали вот эту фотографию. Отправитель предпочел остаться неизвестным. Ржавый памятник, следы когда-то красной краски на едва угадывающемся силуэте железного танка, на почерневшей табличке с трудом можно прочитать: "Памятник установлен в октябре 1968 года туристами-следопытами школы № 389". Такое продолжение получила история, начавшаяся полстолетия назад. 

"Вот Сазанов Федор Иванович, комиссар 11-й партизанской бригады. Который нас вел по партизанским местам... Вот я, Петрушенко Александр..."

Ему сейчас за шестьдесят, а тогда он ученик седьмого класса. Александр Петрушенко, один из тех, кто помнит, как  устанавливали монумент. Трехдневный поход по глухим лесам, где на километры ни души. Вел их Федор Сазонов, комиссар 11-й Волховской партизанской бригады. В годы войны он был одним из руководителей каменного лагеря, он же командовал в решающем бою, когда 500 подпольщиков попали в окружение. 

Александр Петрушенко, ученик школы №389 г. Ленинграда (в 1968 году)
Были боевые ячейки. Камни остались. Ну и когда ребята одни устанавливали памятник, а другие ходили по территории - находили колючую проволоку, гильзы от снарядов находили, каски находили. То есть такие предметы. Вспоминаю, приклад от винтовки был.

Мы записали примерные данные, где 50 лет назад поставили памятник. И пошли на поиски. По подсчетам предстояло пройти  6 километров. 

Каменный лагерь в окрестностях Оредежа за все эти десятилетия оброс легендами. Есть воспоминания партизан, но масштабы самого лагеря, масштабы задач, которые выполнили подпольщики - все это теперь кажется уникальным. Весной 1943 года в леса в тылу врага на самолетах сбрасывают десант - 500 человек. Первая задача - поставить лагерь. Вторая - пускать под откос поезда фашистов. 

Валентина Иванова, директор Оредежского краеведческого музея 
Вот система обороны. Вокруг, во-первых, секреты стояли. Кукушки, по кругу секреты. Были заминированы подходы. Причем партизаны, зная, что немцы стараются разминировать дорогу, они минировали большие деревья вдоль дороги и большие валуны.

Партизаны были хозяевами окрестных лесов, на железных дорогах подорвали более 30 вражеских эшелонов. Три месяца  потратили фашисты на поиск каменного лагеря. В окружение подпольщики попали 17 июня 1943 года. 5 тысяч фашистов против 500 партизан. Немцы бомбили лагерь с воздуха. Бой длился почти сутки. Подпольщики отразили 11 атак. 

Антон Купров, руководитель музея памяти 11-й Волховской партизанской бригады 
Они маневрировали в лесу постоянно, перемещались. Они атаковали с разных позиций, в конце концов 30 человек сумели зайти во фланг, ударить и немцы разбежались. Кстати, немцы были не совсем немцы. Основная сила была 665-й Восточный батальон, то есть наши предатели, русские. Партизаны их называли "бандюки".

Партизаны смогли уйти небольшими отрядами, унеся с собой четверых погибших. Большая часть пробилась к своим. Каратели в боях за лагерь потеряли 250 человек, но продолжали преследование. Вот уникальные свидетельства, сохранившиеся в областном архиве. 

Из протокола допроса свидетеля: "В 1943 году, в июле пришел из леса русский товарищ. Имя его не знаю. Данный тип пошел в дом Басова Александра Ефимовича, где его посадили обедать, а в это время Басов сообщил немецким солдатам. Басов был полицейским. Немцы окружили дом. Видя это в окно, товарищ выскочил, но немцы его поймали и в упор расстреляли. Вся голова была выстрелами раздроблена. Это я видел лично". 

Три часа по лесам и топям. Все безрезультатно. Каменный лагерь и памятник словно исчезли, оставив память о себе лишь в архивах и музеях. А еще о тех событиях знают они - бывшие туристы-следопыты… Впрочем, накануне 9 мая в школу №389 пришло еще одно письмо. Отправитель опять пожелал остаться неизвестным. На фотографии тот же памятник, но обновленный: свежая краска и прежде утерянная красная звезда.

Валерий Фенёв, корреспондент 
По сути остатки каменного лагеря и памятник героическим партизанам по-прежнему остаются недоступными. Об их существовании будут знать единицы. Они будут помнить историю этого подвига. Возможно, кто-то из них и вернется к памятнику и к остаткам лагеря. 

Валерий Фенёв, Алексей Хюркес, Андрей Смирнов и Татьяна Константинова, "Последние известия", Лужский район

Реклама

Лента новостей