Найти

Вокзал продаёте? Региональные автостанции не прижились в частных руках. Владельцы отказываются от содержания затратной инфраструктуры. Почему?

За разбитым стеклом знакомое расписание, билетные кассы, кажется, сейчас диспетчер объявит отправление.

Грустно нам жителям Кингисеппа смотреть на это.

Город растёт, население города растёт, развивается.

Он был скромный, но людям хватало.

Здесь самое ходовое место. Было удобно и в центре города.

Когда-то автовокзал принадлежал городскому перевозчику. Однако, в кризис здание продали частной фирме. Тогда это казалось благом, на вырученные деньги расплатились с долгами, купили автобусы, да и покупатель обещал реконструировать станцию.


Ещё несколько лет назад владельцы автостанции громко заявляли, что на её месте построят новый современный вокзальный комплекс с просторными залами и широкими окнами. Но автостанция мечты так и не появилась. Прежний автовокзал остался на старом месте. Только, уже, закрытый, заброшенный и никому не нужный.

Алексей Спиричев, корреспондент

Самый восточный автовокзал Ленобласти под контролем местного автопредприятия «Автогарант». Здесь ещё не успели отдать перевозки в частные руки. Редкий случай, когда у АТП статус государственного. По фасаду вокзала понятно: живётся нелегко. Говорят, это ещё ремонт провели.

На это не смотрите, тут были стёкла. Всё выбили у нас наши доблестные жители. Пришлось чем то зашиваться.

Александр Трошков, директор АТП

В зале очередь у касс — это жители Вытегры, едут с пересадкой в Петербург. Одна из пассажирок ругается с диспетчером: говорит утренний рейс на Вознесенье не приехал. Уже не в первый раз.

Пять человек взяли такси для того, чтобы доехать до Лодейного Поля. Заплатила за такси две тысячи туда и две тысячи обратно. Подпорожские автобусы ужас, так и запишите.

У нас в Вознесенье рейс был сегодня? А в чём причина, почему я об этом узнаю от пассажира?

Директор оправдывается: не их вина. За междугородние рейсы отвечают частные перевозчики. Это предприниматель Трофимов и Кулик. Виновного Александр Эдуардович не выдаёт, говорит, будет нехорошо, из транзитников только они платят вокзалу комиссию – 15 процентов от цены билетов. Это, хоть и немного, но лучше, чем ничего.

Ещё один маршрут есть, 801-й, но они игнорируют наш вокзал. 15 процентов, ну это ни о чём, но, они даже это платить отказались и проезжают мимо.

Александр Трошков, директор ПМУТП «Автогарант»

Ежемесячная прибыль вокзала около двадцати тысяч. Столько здесь зарабатывает кассир.

- Как у нас дела идут по продажам?
- По продажам — хорошо. У нас много карточек пробилось. Сейчас у нас период продаж карточек. Народ подходит, берёт. Закупили новую программу. И продажа билетов идёт, и сведения попадают в налоговую службу. Чисто и прозрачно для всех.


По-хорошему, отмечает руководство, кассира должно быть три. Но из-за убытков вокзала работает один. Когда у Нины Будановой выходной, её заменяет диспетчер Тамара Саблина. Куда деваться, говорит, не закрывать же станцию на выходные.

Нет, вокзал обязательно нужен, как же без вокзала, никуда. Как и больницы, и всё прочее.

Тамара Саблина, диспетчер


Все убытки автовокзала на плечах перевозчика, а дела, как даёт понять Александр Трошков, не очень. Несколько лет назад в АТП отменили междугородние рейсы, не выдержав ценовую конкуренцию с электричкой. Теперь работают только на внутренних рейсах, благо, регион их дотирует, удаётся как-то выживать. Понемногу даже обновляют автобусный парк при помощи города.

В 14-м 16-м и 17-м году за этот год приобрели два вот таких вот «Пазика», дизельных, потом 
три вот таких вот «Пазика» и пять «МАЗов 206».  Это серьёзно, это значимый вклад в муниципальной сфере в деятельность предприятия, даже не в деятельность предприятия, а в возможность предоставить населению транспортную услугу.

Александр Трошков, директор автотранспортного предприятия 512

При всех проблемах у предприятия даже планы развития есть. Вот проект новой автостанции — двухэтажное здание. Первый для пассажиров, второй для офисных и коммерческих помещений.


Любой вокзал это лицо города. Люди приезжают сюда, чтобы увидеть не это здание, которое видят сегодня, а нормальное  красивое помещение, где можно приехать на автобусе и, увидев, сказать: «Да, в этот город можно приезжать.

Александр Трошков, директор автотранспортного предприятия 512 

Улица Павлова — транспортный центр Бокситогорска. Отсюда в путь уходят все загородные автобусы. Расписание плотное, более 20 рейсов. Пассажиры ждут транспорт в небольшом помещении. Время здесь мало что изменило. Советская мозаика из плитки, старый громкоговоритель. Из общего фона выделяется лишь электронное табло.

Подаётся автобус на посадку на Тихвин время отправления 14-50.

Если ожидание покажется утомительным можно изучить схемы мест в автобусах. Пассажиропоток небольшой, поэтому сидений хватает на всех.


- На Санкт-Петербург завтра, места какие есть?
- Место идёт восьмое.
- Мне чуть дальше. Одиннадцатое есть, давайте одиннадцатое. 
- Как условия? 
- Не очень, честно говоря, негде поесть. Вот, я, например, приехала с Ефимовского. Я целый день голодом, ну и вид такой обшарпанный, хотелось бы лучше. И автобус надо, чтобы чаще ходил. Ни туалета, в принципе, ничего здесь нету.


Автостанция принадлежит местному перевозчику. Он здесь тоже муниципальный.


Подъезжает автобус очередного рейса: Бокситогорск – Большой двор. Это одно из сельских поселений нашего района. Посчитали, сколько людей зашло? Два ребёнка, и один взрослый.

Валерий Тихонов, глава Бокситогорского муниципального района, директор АТП

Позиция руководства: «Даже если два человека стоят на остановке, их нужно везти», хотя, экономика твердит об обратном.

Сколько пассажиров сегодня ехало? Ну, человек, восемь? Вот видите, восемь, значит восемь поедет обратно. Итак, «ПАЗик» 20-30 литров на 100 километров умножаем на стоимость топлива, 38-40 рублей. И получается, что на топливо сегодня автобус тратит на этом рейсе в день порядка 4 тысяч плюс зарплата водителю полторы тысячи. В итоге, пять с половиной тысяч, а везёт дохода ,ну тысячу, тысячу пятьсот.

Автостанцию было бы проще закрыть, но говорит, совесть транспортника не позволяет. Хотя, будущего у региональных автостанций руководитель АТП не видит. Причина вот в этой папке – 16-й федеральный закон о требованиях безопасности для автовокзалов. 


Вот, мы открываем и читаем такую фразу, это у нас один из приказов под номером 27: «Приказываю, за осуществлением контроля в установленном порядке, за проходом людей, оборудовать на автостанции пять контрольно-пропускных пунктов». Вот вы представляете, на этой 
автостанции пять таких пунктов оборудовать, о чём речь? Если мы ещё возьмём, там должна быть рамка металлодетектора, три смены контролёров и так далее, и тому подобное, ну вот зачем?

Валерий Тихонов, глава Бокситогорского муниципального района, директор АТП 

Основная прибыль перевозчика — междугородние маршруты. По закону, отправляться такие рейсы могут только от автовокзала. Чтобы сохранить статус, пришлось ставить шлагбаум, строить забор, покупать видеокамеры. Только на это потратили два миллиона рублей.


Залог успешной работы автовокзала — расположение. Чем ближе к федеральной трассе, тем больше проходящих автобусов. Лужский автовокзал в этом смысле выигрывает. Город огибает федеральная трасса, а это сотни междугородних рейсов. На Псков, в Белоруссию, страны Балтии.

У нас всё-таки Европейская дорога здесь проходит, и все маршруты, которые здесь идут, заезжают на автовокзал. Лицо города, сегодня вы видите, в каком нормальном положении находится у нас привокзальная площадь. Она почищена, снег убранный.

Ишбала Абусаров, советник главы администрации по ЖКХ и транспорту администрации Лужского МР

Производится посадка на рейс № 903 Красногородск-Санкт Петербург.


Голос Марины Ивановной Демидовой уже много лет провожает пассажиров автостанции в Луге. Потомственный автотранспортник. Начинала кондуктором, потом трудилась нарядчиком в автопарке. Сейчас, главный диспетчер.


- Вы работаете много лет. Сильно изменились пассажирские перевозки?
- Конечно, я ещё работала при МУПАП - государственного транспортного предприятия, там были и большие автобусы и пассажиропоток был больше, потому что у людей было меньше машин. В основном тот контингент у нас какой — пожилые люди, они приходят здесь и сидят, бывает два часа сидят, бывает три часа.

Марина Демидова, диспетчер


Ещё с девяностых станция в частных руках. Неоднократно перепродавалась. Нынешние владельцы те же, что и у автовокзала в Кингисеппе. Месяц назад станцию отдали в аренду. Власти Луги уже и сами не в восторге от такой чехарды. Но планов выкупить вокзал обратно у города пока нет. 

Сегодня если купить этот автовокзал — это сильно большая сумма. Я помню, что мы его продавали за 9 миллионов с копейками, на сегодня они выставляют 17 миллионов.

Ишбала Абусаров, советник главы администрации по ЖКХ и транспорту администрации Лужского МР


Казалось бы, высокий пассажиропоток: тысяча человек в день. Что ещё нужно для успешного развития? Но, будущее не безоблачно. Теоретически вокзал могут закрыть, так как он также не соответствует требованиям безопасности пресловутого 16-го федерального закона. А на заборы, металл детекторы и охрану у арендатора денег нет.


В этом законе написано, что безопасность это предмет совместного ведения владельцев автостанций, вокзалов и органов местных властей. Но, по жизни, всё на плечи владельцев сброшено и им это не потянуть, так как сегодня доходы вокзала минимальные, затраты большие, а требования шестнадцатого федерального закона просто неподъёмные для маленьких вокзалов населённых пунктов нашей Ленинградской области.

Андрей Баранов, председатель правления Союза автоперевозчиков Ленинградской области  

Один из туристических центров региона обеспокоен не только состоянием памятников культурного наследия, но и слабой доступностью транспорта. Прямых автобусов из Петербурга не хватает, автовокзала официально нет. На его месте уже много лет магазин нижнего белья.

- Это всё бывшее помещение для автовокзала?
- Вот, я когда в восьмидесятом году сюда приехал здесь был зал ожидания.

Трусы, колготки, носки любых размеров. Говорят, по договору коммерсант должен сохранить часть вокзальных помещений, но обещаний не выполняет, хотя, стулья всё же оставил, видимо на тот случай, если проверка нагрянет.

- Здесь никогда не было зала ожидания, а без разрешения снимать здесь нельзя.
- А стулья почему стоят?
- Ну, стоят.
- У вас стоят здесь вокзальные стулья, значит, это предполагает какой-то зал ожидания.
- Вы же взяли здание в аренду под определённые обязательства что здесь будет четыре помещения. Магазин, кафе, зал ожидания и кассы. 
- Чтобы был автовокзал, нужно создать автопредприятие, вот когда будет автопредприятие, создастся автовокзал.
- Ну, так в Волхове есть автопредприятие.
- Они даже не хотят оказывать нам помощь, чтобы мы продавали билеты, чтобы мы хотя бы за электроэнергию платили, даже не за уборщицу, не за обслуживание.

Местный перевозчик организовал свой вокзал, даже билеты продаёт. Кассу разместили в коридоре офисного здания. В штате – кассир, из оборудования – стол стул и калькулятор.

- А можно я посмотрю бланк билета, вы вписываете сюда дату отправления?
- Да, и место.

К такой системе продажи у налоговой наверняка появилась бы масса вопросов: ни кассы, ни чеков. Деньги билетёр складывает в кошелёк.

- То есть по сути это местный автовокзал?
- Да, зал ожидания там.
- А там это где?
- Вот там скамеечка.

Но пассажиры и этому рады. Хотя, все призывают вернуть вокзал на прежнее место. Чиновники тоже за возрождение автостанции. Сейчас местные власти судятся с коммерсантами. Пока, правда, безуспешно.


Мы предполагаем, что Новая Ладога будет включена в один из туристических маршрутов и сюда будут причаливать суда, и хотели бы восстановить наше автобусное движение. Очень многие автобусы сюда не заходят, так как нет автовокзала, нет касс, нет, где переждать, подождать.

Андрей Король, заместитель главы администрации Новоладожского сельского поселения


Старый ларёк, в котором жители много лет покупают билеты на автобусы, до сих пор работает. 
- Здравствуйте, а вы билеты покупаете на автобус в Петербург?
- Нет, проездной.
- На морозе задумываетесь, наверное, об автостанции?
- Естественно, хочется, конечно, а то даже не очень приятно, вокзал построили, а автостанцию? Многие спрашивают, приезжают, где у вас автовокзал, а у нас его никогда не было.

Алексей Спиричев, корреспондент


Мало кто знает, что горе-владельцы Кингисеппской автостанции в 2013 объявили о планах создания по области целой автовокзальной сети. Проект включал строительство нового комплекса в Киришах. Сначала хотели совместить станцию с многофункциональным центром. Проект провалился. Потом, вокзал собирались пристроить к новому супермаркету. Магазин в итоге открыли, а вокзал нет.


Здесь должна быть новая автостанция. Планировалось обустроить зал ожидания, туалеты. Все работы хотели закончить к декабрю 2017-го. Сейчас уже февраль, а внутри еще разбросаны строительные материалы, и они явно не относятся к оборудованию автостанции. Говорят, тут скоро откроют кафе.

Алексей Спиричев, корреспондент


В итоге ни автовокзала, ни автокасс у нас в данном проекте не реализовано. На привокзальной площади торговый центр неприглядного вида, я им другим словом, как сарай, не могу назвать, хотя он говорил, что это будет красиво, современно.

Константин Тимофеев, глава администрации МО «Киришский муниципальный район»


Аналогичные проекты не сбылись и в других городах: в Волосово и Сосновом Бору. Крупная попытка частного бизнеса объединить автовокзальную сеть провалилась.

Сейчас, особенно с подачи Москвы, появилось у нас такое понятие как ТПУ – транспортный пересадочный узел, который планировщики между собой называют не иначе как торгово-потребительский узел. Вокзалы, которые насаждаются в каждом удобном и неудобном месте, и одна из целей сделать так, чтобы при пересадке люди смогли пройти через максимальное количество торговых точек, то есть идёт упор не на транспортную роль этого учреждения, а на коммерческую роль, такая подмена понятий происходит.

Владимир Валдин, эксперт межрегионального отделения "Город и транспорт"

 
Количество построенных за последние 10 лет автостанций в Ленобласти можно пересчитать по пальцам. Наиболее удачный проект — автовокзал в Мурино. Начиналось с остановочной будки. Дошло до двухэтажного павильона. Внутри, какой-никакой, но сервис.


Редко где на автовокзалах Ленобласти увидишь, чтобы работали два кассира, как и терминалы для оплаты банковской картой. Здесь же туалет, большой зал ожидания, даже аптека есть.
- Похож на автовокзал современного уровня?
- Похож.
- Надо другой построить хороший вокзал, побольше, тёплый уютный.
- Ну средненько, могли бы построить и получше, коль начали строить, ну хорошо, что он вообще есть.

Алексей Спиричев, корреспондент

 
Несмотря на множество нареканий, это тот формат современных автостанций, который близок областным чиновникам. Они говорят: полноценные вокзалы прежде всего нужны там, где региональные перевозки пересекаются с муниципальными.
 

Наша задача сохранить то, что есть. Развить и преумножить в нормативное состояние. В первую очередь мы будем отталкиваться от позиции района. Им виднее, где сформировать тот или иной остановочный пункт. Остановочный пункт может иметь автовокзал и автостанцию, а может и без этих атрибутов в зависимости от пассажиропотока. Если пассажиропоток небольшой — автовокзал конечно не нужен.

Михаил Присяжнюк, заместитель начальника управления по транспорту ЛО


Купит ли кто-то старый вокзал в Кингисеппе можно только догадываться. Но от старой автостанции уже точно решено отказаться. Без вокзала жителей не оставят. Губернатор пообещал, что в 2019-м город распахнёт новые транспортные ворота. Сейчас ищут инвестора, и по словам чиновников, серьёзные претенденты уже есть. А уж в их планы точно не входит закрытие автостанции.

Лента новостей