Мост в прошлое
Валерий Фенёв, корреспондент
Мост в прошлое. Из-за аварийного состояния переправы деревня Чаща Гатчинского района возвращается к жизненному укладу 19 века. Вместо электричества - свечи и керосиновые лампы, вместо дорог-направления. А для властей это вообще деревня призрак - ведь там не прописано официально ни одного человека.
К полуразрушенному мосту ведет утопающая в воде и грязи полевая дорога. Сам мост вроде как, и стоит, но изрядно покосился. Сложенный из бревен, настил частично обвалился, местами сгнил. Кажется, что пути в Чащу нет. Но провожатая все-таки предлагает объезд.
"Приходится объезжать через деревню новинка, а там - не все местные жители довольны, что машины ездят через их деревню"
Направляемся в Новинку, там также деревянный, судя по всему самодельный мост. Если и есть недовольные в транзитной деревне, то по дороге их не встречаем. До Чащи остается каких-то пять километров, но дорога занимает почти час.
Кажется, что на самом деле Чаща уже деревня-призрак, единственная улица безмолвна, во дворах ни души. Но вот последний дом – здесь небывалое для Чащи столпотворение.
"Вот здесь котлетки, вот здесь молочные продукты. Бывало, что фермерские собаки прибегут и все сожрут…. А если жара, то в колодец."
Староста Чащи показывает меню на два дня. В колодце на бетонной подставке – бидон со скоропортящимися продуктами. Так что можно едва ли не пиршество закатить. На днях в Чащу все-таки пробрались дети Елены Потуданской, привезли продукты. А так местные вынуждены запасаться консервами и тушенкой.
"Она километр была длиной, дома стояли плотно, дома часто горели"
Современную Чащу на аэрофотосъемке 32 года не узнать. Разве что, как не было электричества, так и нет. Хотя столбы лет пятнадцать назад поставили. А почему света нет, потому что кабель не завести, моста ведь нет, а почему дорог нет - потому что щебень не завести – ведь моста нет, а почему моста нет – так потому что вас нет – уже пять лет отвечают власти.
Елена Потуданская, староста деревни Чаща
Да никому мы не нужны. Был такой уважаемый Терешкин, он сказал: "Нам вообще вы там не нужны. Мы вообще вас переселили, если бы средства были. Вы захотите мост, вам понадобится дорога, будет дорога - вам надо будет электричество. А потом вы захотитите магазин или еще что-либо."
Сегодня в Чаще 15 дворов, две семьи проживают постоянно. Елена Потуданская недавно получила из администрации Гатчинского района обнадеживающую новость – мост отремонтирую в июле. Но на календаре уже маячит август, а мост все старый. И В Чащу можно попасть только через переправу в Новинке. А отношения двух деревень все напряженнее.
Светлана Васильева, житель деревни Чаща
Они не пропускают, потому что они сами строили мост и чинят его. И они имеют право не пропускать
Едена Мешалова, староста деревни Новинка
Хотели запретить. И у нас не могут строится. Но как мы запретим. Поставить шлагбаум нам запретили. Из-за этого не знаем, что делать.
В администрации Гатчинского района опять пообещали отремонтировать мост. Только сроки перенесли.
Роман Дерендяев, первый зам.главы Администрации Гатчинского района
На сегодня выделены средства, есть проект, есть технология. В августе, я думаю, что до конца, чтобы людей в очередной раз не поводить, месяца, мост будет сделан.
И если все-таки отремонтируют мост, то вполне вероятно, что чащинцам понадобится дорога, а будет дорога электричества и магазин захотят, а это уже лишние хлопоты чиновников. Только одному жителю Чащи все это уже не нужно.
Если лампа полная керосина, то свет у Нины Александровны будет всю неделю. Она помнит Чащу до войны, помнит и дорогу – пять километров выстланных бревнами, отсыпанные канавы.
Нина Зайцева, житель деревни Чаща
Дорога была, не было никакой грязи, бревнами застлана была, и ездили на тележках, на лошадке с тележкой. Тук-Тук-Тук по камушкам, за дорогой следили, канавы были откопаны.
Она даже не жалуется, а просто констатирует, Скорая ехать отказывается, автолавка уже года два как дорогу в Чащу забыла. Ей уже 85, и дети предлагают переехать в город, а она отказывается. Елена Александровна - единственная в деревне, кто уже и не ждет моста.
Нина Зайцева, житель деревни Чаща
Здесь даже бывает у меня хлеба нет, и попросить не у кого. Но я хочу здесь. Я хочу здесь умереть.
Валерий Фенев, Сергей Дедюро, Антон Пашукевич, последние известия, Гатчинский район
Поделиться статьей: