Найти

"По ним равняются куранты". Часы с космической точностью работают в Ленобласти

Эльмира Низамова, корреспондент
Взирая с высоты пятигранной башни центрального корпуса Гатчинского дворца, каждый час и четверть часа звоном колоколов они неумолимо приближают нас к Новому году. В такой важной и непростой работе относительно молодые, но с богатой историей главные «счетоводы времени» негласной столицы Ленобласти опаздывать и спешить просто не могут. 

«Последние 11 лет я каждые два дня, а иногда чаще, включая выходные и отпуск, прихожу сюда и завожу часы. Их ещё надо подводить при этом и изредка смазывать». 

Эльмира Низамова, корреспондент
Сейчас мы, можно сказать, попадаем по ту сторону времени. Смотрите, здесь один сложный механизм, который работает на четыре циферблата. Они выходят на дворцовую площадь, Серебряный луг, Собственный сад и дорогу к оранжерее. 

Евгений Родионов, старший научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»
С конца XVIII века часы здесь точно были. С часовщиками периодически какие-то казусы бывали: они люди. Иногда получалось, что кто-то вовремя не заводил, но часы шли и благополучно просуществовали до войны, до того времени, как дворец сгорел. А потом уже только в 1994 году был воссоздан. Механизм не любит сильные морозы, когда -10° они уже останавливаются и, если идут, то недолго. Эти часы в среднем на минуту за сутки отстают. 

Такая точность заставляет снисходительно улыбнуться специалистов радиоастрономической обсерватории «Светлое», что в Приозерском районе. За двойными бетонными стенами с воздушной прослойкой здесь скрыты от глаз атомные часы.  

Дмитрий Плюснин, инженер лаборатории радиоастрономической обсерватории «Светлое»
Водородный стандарт чистоты. С его помощью все наши три телескопа могут работать синхронно. Часы идут настолько точно, что за несколько миллионов лет могут уйти всего на одну секунду. Если здесь долго находится группа людей, это может привести к изменению температурного режима, что может повлиять на точность.     

А вот механическим «счетоводам» человеческое внимание только на пользу. Без него эти 80-сантиметровые часовые и 110-сантиметровые минутные стрелки замрут навечно. 

- А долго надо так крутить? 
- Если не останавливаться, то минуты две, чтобы трос полностью намотался на вал, и гиря поднялась до верха. 
- А можно попробовать? 
- Попробуйте. Только, чтобы не слетело. 
- Сейчас я подвёл на три минуты. Каждый щелчок – это одна минута в данном случае, потому что когда мы их заводили, механизм не работал, поэтому мы их подводим немножко вперёд.   

Дело сделано. В Новый год дворцовые часы теперь идут в ногу со временем, а значит, есть минута пофилософствовать. 

– Ощущение времени зависит от того, насколько приятно занятие, которое ты проводишь. Вот и все. 
– А это занятие вам приятно? 
– Да!  

Реклама

Лента новостей