Красноармейцы против финнов: «живая» история в боях реконструкторов
Красные наступают: реконструкторы воссоздали один из боёв советско-финляндской войны. Тогда, в 39-ом году, наши войска дошли до линии Маннергейма. Где враг намертво вцепился в территорию.
На поле сошлись около сотни реконструкторов из Ленобласти и Карелии. Форму 1939-го года воссоздали детально. И, конечно, оружие: например, финский пулемёт того времени. Поисковики обнаружили его в районе Лемболово. Такой сами финны называли «тысяча неисправностей» – вот и сейчас он с трудом срабатывает.
Сергей Варнель, участник военно-исторического клуба
Работать не хочет! Вот беда. А нужно. Вот каждый раз возимся. Пытаемся понять, что нужно.
Лучше всё сложилось в Красной Армии: здесь – винтовка Мосина. Самое распространённое оружие советского солдата.
Андрей Головин, заместитель командира военно-исторического клуба «Рейд» (г. Санкт-Петербург)
Сама система, на самом деле, очень безотказная. Стреляет всегда. Убойная сила у неё очень велика. Солдат, который закончил четыре класса школы, и его призвали в армию – он мог спокойно с ней обращаться.
И, как и 79 лет назад – опять это противостояние: русская будённовка против финской ушанки, которая во многом и позволила противнику долго держать оборону в холодный 39-ый. Советское руководство сделало выводы: после «Зимней войны» Красную Армию обеспечили такими же тёплыми шапками.
Павел Желтов, председатель оргкомитета серии военно-исторических фестивалей «Забытый подвиг»
Во многом, то, за счёт чего нам удалось победить в Великой Отечественной войне, в более позднем конфликте – это, как раз, испытание той формы, того снаряжения и того подхода к ведению войны, которые успели за следующие полтора года изменить и поменять методы.
Это были бои за Ленинград – попытка «отодвинуть» врага от границ стратегически важного города. И это удалось.
Евгений Петерс, руководитель военно-исторического клуба «Рейд» (г. Санкт-Петербург)
Это была такая жертва, такая силовая акция. Но, к сожалению, от этого никуда не уйти. Историю не переписать – но правильно её воспринимать. И для того ещё, чтобы лучше понимать и финский народ. Мы вот, например, с Финляндией, с финскими поисковиками, работаем над увековечиванием памяти погибших в этой войне.
Почти 130 тысяч погибших красноармейцев и 30 тысяч финнов. Такова цена завоёванных территорий. О «Зимней войне» говорят мало. Поэтому реконструкторы стремятся «оживить» историю. Чтобы помнили.
Анастасия Стурова, Константин Корнеенков, Игорь Изотов, «Последние Известия», Всеволожский район