Найти

В поисках прадеда. Житель Мягозеро ищет место расстрела своих предков

Найти и перезахоронить по-христиански. Житель деревни Мягозеро Подпорожского района проводит собственное расследование истории расстрела его прадеда. На  руках у Сергея Соколова копия из уголовного дела, заведенного в 41 году НКВД. Он уверен, что сможет найти место гибели своих предков и перезахоронить останки на семейном погосте. Раскопки Сергей Соколов уже начал. 

Сергей Соколов, житель деревни Мягозеро
Женщина ладвинская сказала - в каком месте она видела. Она их знала - прадеда с братом. Те сказали: передайте нашим - мы здесь. И тут у меня загорелось. Вот, все рядышком. Они же не захоронены, надо найти, по-человечески всё сделать.

Всё начиналось ровно тридцать лет назад. Когда семья Соколовых получила  вот это письмо из прокуратуры – их предки  реабилитированы. Все, что до этого знал Сергей о своем прадеде: его расстреляли. Отец только отмалчивался, когда и за что. 

Сергей Соколов, житель деревни Мягозеро
Я как-то спросил отца про прадеда своего. Тот говорит: он расстрелян был вместе с братом. А за что – ну что-то он там про Сталина упомянул на собрании колхозном. А брат подтвердил. Это вся информация, которая была.

Он вновь вернулся к судьбе своего прадеда, когда резко изменил свою судьбу – вернулся в отчий дом почти заброшенной деревни Мягозеро.  И начал своё семейное расследование. Дошел до архивов ФСБ. Ему удалось ознакомиться с уголовным делом его семьи и получить копию нескольких страниц. 

Сергей Соколов, житель деревни Мягозеро
Я всё оттуда почерпнул. За что, за какие слова, по чьему доносу. И где приведен приговор трибунала в исполнение. 
  
Но на пути к разгадке главный тайны - где  расстреляли  прадеда, он открыл для себя ужасающую картину жизни глубинки в первые месяцы после начала войны.

ИЗ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА:
«Я действительно выступил на общем собрании колхоза, где зачитывали доклад товарища Сталина, и сказал: «Ваш Сталин сам ничего не знает. Германия его обманула. Заключила договор, вывезла хлеб из России, а потом объявила войну. Мы сейчас сидим без хлеба. Также обманет Англия и Америка».

Как тогда говорили, пораженческие настроения в Мягозеро не случайны, через деревню идут тысячи беженцев, голодные  ободранные, ходят слухи, что Ленинград вот-вот сдадут.  И абсурдным кажется заседание парткома колхоза, где обсуждают речь Сталина. 

ИЗ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА:
«- Напомните, выступал ли на собрании Соколов Михаил Егорович и что он сказал в своем выступлении?
- Да, я это точно помню. Когда я касался договора между Советским Союзом и Германией, и что дал  этот заключенный в своё время договор, Соколов Михаил Егорович, перебив меня, сказал: ваш Сталин ничего не знает. Его обманула Германия».

Сергей Соколов, житель деревни Мягозеро
Я помню, у отца была претензия к маме моей, что вот - там твои моего деда сдали там. А у мамы была фамилия Бутасова. Да, есть эта фамилия, её двоюродный брат и он вёл это собрание. И он шел здесь как свидетель.  

Так страницы уголовного дела стали еще и частью истории семьи Соколовых. Где жизнь прадеда и его брата обрывается  короткой констатацией.

ИЗ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА :
«В 16 часов 30 минут вынесен приговор.  Приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. Соколов М. Е. и Соколов С.Е. расстреляны. Трупы погребены в землю».   

Валерий Фенёв, корреспондент
Дом на горе. Так в народе прозвали бывшее отделение  милиции, в годы войны здесь располагался НКВД. Здесь же проводились выездные заседания суда и выносились приговоры.  Сергей Соколов даже нашёл одного из старожилов, который проживал неподалёку в годы войны. Тот вспоминает: смертельные приговоры приводили в исполнение за домом на горе. Вот у этих дровяных складов. И даже указывает подробности гибели прадеда  Сергея Соколова. Мол, его заставили выкопать себе могилу, а потом расстреляли.
 
Вероятно, Сергей Соколов не соблюдал процедурные формальности эксгумации. Но, это был его шанс поставить точку в семейной трагедии. И он пришел с лопатой к дому на горе.

Сергей Соколов, житель деревни Мягозеро
Как так? Мы начали копать, уже полметра ближе к стене. И на глубине штыка - пол кости какой-то, человеческая, не человеческая? Тут у меня - всё. И давай мы это место ворошить. Ни-че-го.

Однако, Сергей Соколов поиски продолжает. Не исключено, что остались в живых еще свидетели тех первых месяцев войны, когда сосед доносил на соседа, а жизнь человека заканчивалась записью в деле «Трупы погребены  в землю».

Валерий Фенёв, Сергей Дедюро, Андрей Смирнов и Антон Пашукевич, «Последние известия», Подпорожский район   

Лента новостей