Сапожник без стереотипов. Старинная мужская профессия женскими глазами
На каблуках с макияжем. Ей впору быть офисным работником. Она же комфортному кабинету предпочитает мастерскую с творческим беспорядком и стойким запахом клея, а компьютеру - молоток. В Тихвине развенчали стереотип о сапожниках. В старинную мужскую профессию пришли женщины.
Лёгкая музыка для настроения, молитва для уверенности. За день через руки Натальи Горской может пройти пар тридцать обуви, попутно - хоккейные перчатки, сёдла, хомуты и даже верхняя одежда.
Наталья Горская, сапожник
Принесут ушивку голенищ. Ножки худенькие, а сапоги купят не известно на кого. Ушивку надо сделать, чтобы по ноге. Тогда ощущаешь себя ювелиром. Либо разорвут в таком месте, что там только художник может придать декор так, будто выпущено на фабрике обувь.
Когда работает с вещью, Наталья всегда представляет владельца. Если он вредный, шутит, дело идёт плохо.
В нелёгком ремесле мастерица - самородок. По образованию - фрезеровщик. По трудовой книжке – продавец. В профессию пришла после домашнего «плена» по инвалидности. Чтобы помочь зятю, стала приёмщицей, заняв место ушедшей в декрет дочери.
Наталья Горская, сапожник
Бывало, что он заболел, не вышел, а обувь-то стоит, надо её делать, а перед клиентами я отчитываюсь. В результате я стала старые брать, разрезать, ставить заплатки, набойки. А потом приходили и говорили, пусть это Наташа сделает именно.
Уже пять лет она – владелец некогда убыточной мастерской и «наша Наташа» для десятков постоянных клиентов, которых всегда встречает с улыбкой и при полном параде.
"Женщина всегда должна быть женщиной. В мороз. Я ненавижу шапки. Я дома причешусь, шапку надену - и у меня все нарушится. У меня тут плойка висит на такой случай. Я не хочу растрёпой встречать клиента".
Вера Ивановская, житель г. Тихвина
Удивительное природное сочетание у неё: женственность, которая сочетается с коммуникабельностью, приветливостью такой – даже поражаешься порой, и в тоже время - мастерство.
Надежда Димке, житель г. Тихвина
Как мы по-своему её называем «Наталья – золотые ручки». Она умеет все!
"Руки, знаете, как болят от этой работы! Если бы вы видели мои мозоли, они не сходят. Маникюр – о нём вообще речи нет".
Наталья стереотипы не ломает. Сапожник, убеждает, профессия мужская, но женщина в ней фору дать может.
"Рука большая не лезет. Ведь и детское носят, и женские миниатюрные. И только женщине можно туда подлезть куда-то".
Красивую обувь Наталья Горская любит с юности. По улице идёт – на ноги прохожих смотрит, в магазине, подобно эксперту, кожу от дерматина на ощупь отличает.
"У меня теперь многие клиенты: «Наташа, я пойду покупать обувь, можно зайду к тебе сначала, покажу»".
С 10 до 18, шесть дней в неделю, без отпусков и больничных.
"Я только два дня побыла на больничном. Потом с гипсом ремонтировала обувь. Я плакала, мне так больно было".
Вместо букетов цветов за годы труда Наталья заработала букет болезней, но о выборе своём не жалеет.
"Говорят, когда человек идёт на работу с удовольствием, а с работы домой с удовольствие - он счастлив. Я могу про себя это сказать".
А от усталости и неприятностей у неё есть проверенный годами и коллегами рецепт – крепкое словцо.
Наталья Горская, сапожник
Это же не мы придумали, испокон веков - "матерится, как сапожник". Бывает, что-то делаешь, не идёт, блин, никак. Тогда вместо «блин» скажешь что-нибудь такое, киданёшь туда с матами, потом что-то другое поделаешь, возьму – все пошло. Так получается!
У неё вообще все получается. Семья растёт – уже два внука. Правда, становиться классической бабушкой сапожных дел мастер не торопится.
"А как я работу-то брошу? Во-первых, на пенсию не проживёшь, а, во-вторых, меня сюда тянет. Я скучаю!"
Эльмира Низамова, Павел Гашинов, Вадим Корнеенков, «Последние известия», Тихвин