СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ. Вместо земли под строительство для многодетных - валуны и болота
Здесь дорог нет, только скалы и валуны. А здесь лес и болото. На самом деле всё это – земля под строительство жилья, которую в Ленинградской области выделяют многодетным семьям.
Наталья, её муж и их трое детей живут здесь, в одной из 7 комнат большой коммунальной квартиры.
"Вот это моё, а вот это - соседи разные".
Общая кухня, общий коридор. Ванная тоже – одна на всех.
"Моемся мы не здесь, мы с мужем умудрились в кладовку провести воду".
Чтобы не ссориться с соседями, около туалета поставили раковину. Быт с нюансами, если можно так сказать.
Наталья Каткова
Стоим мы в очереди на улучшении жилищных условий, не помню с какого месяца, с 1992 года. Нас почему-то теряли всегда из всех очередей, я приходила и мне говорили: "Ой, мы вас забыли".
Жизнь налаживается, решила семья Натальи, когда несколько лет назад ей по 105-ому областному закону, как и другим многодетным, бесплатно выделили участок земли. Чтобы строиться. Но годы идут, дети растут, а стройка так и не началась.
"Мы вот здесь, а наш участок здесь, чтобы до него дойти, надо все поле пройти".
"Если здесь спускаться, очень сложно сориентироваться, потому что проходили мы с другой, но все равно видно".
Больше 100 многодетных семей Выборга только и могут, что посмотреть на свои участки, издалека. Через камни и валуны к ним и не проберешься, а дорог здесь как не было, так и нет. Эта - единственная в Сайменском микрорайоне в Выборге. Худо-бедно проехать можно, правда, недалеко и если нет дождя или снега.
Роман Степанов
Я не жалуюсь, я вам так хочу сказать, слава Богу есть силы, мы все делаем потихонечку, но мы здесь не можем жить.
Роман Степанов – отец 7 детей. Его большая семья одна из первых получила этот участок и стала, наверное, единственной, кто смог построиться. Оформили дом, своими силами сделали канализацию, пробурили скважину, даже столб под электросети сами поставили. Но на этом всё.
Роман Степанов
Вот мы пользуемся генератором, расход в сутки 20 литров бензина, это 700 рублей. Дорогое электричество за 700 рублей в сутки.
Эту землю люди получили кто 3, а кто и 4 года назад. Вместо того, чтобы строить, только и делают, что переписываются. То с одними чиновниками, то с другими.
"Количество писем в местную администрацию вообще считать перестал, они всегда отвечают, что все строится, но ничего не строится".
Стройка идёт в другом месте – через дорогу. Там тоже выделили землю многодетным, участков 30. Получили из областной казны финансирование. Так появились и 3 километра новых дорог, и дренажная система, и линии электропередач. Правда, столбы через дорогу ходят. Но, говорят, это чистая случайность. Будут исправлять. Строительство инфраструктуры на большом участке Сайменского микрорайона у местных чиновников только на стадии проекта. Уже 1,5 года! А впереди ещё госэкспертиза, потом заявки и только потом конкурсы.
Дмитрий Романенко, заместитель председателя комитета по капитальному строительству и дорожному хозяйству Выборгского района
Мы планируем со следующего года начать строительство. Строительство будет подъездных путей и частично освещения. Окончание, наверное, в ближайшей перспективе - 18 год. Ой, 19 год. Прошу прощения.
Семья Смирновых получила свой участок земли в 2014-ом. Чтобы построить новый дом, продали квартиру. Закупились. В надежде на скорую стройку. Успели даже ещё одну дочку родить, а дом так и лежит в разных углах участка в разобранном виде. Лежит. И гниёт.
Сергей Смирнов
Утеплитель вон тоже зацвел уже весь. Доски. Ну сколько они 3-ий год лежат, мы их хоть и накрываем, но все равно получается, мокнут они так или иначе.
Больше 30 кубов доски, тонна утеплителя, ондулин, даже пластиковые окна, 12 штук. Если все эти детали прямо сегодня умеючи сложить, получится каркас дома. Полностью под крышу.
Марина Чалапко, корреспондент
На земле для многодетных семей в Кингисеппе без резиновых сапог делать вообще нечего. Если в прошлом году в этом лесу пешком ходили люди, шагами мерили свои будущие участки, то в этом году сделать это практически невозможно, потому что это просто болото.
"Вот дети наши играют. Мы им объясняем, что это наша земля, дети не верят. Сложно ребенку объяснить, что это подарок от государства".
Даже чтобы просто посмотреть на свой участок, нужна специальная экипировка. Хотя и в болотных сапогах далеко не уйти. Затягивает.
"Ну вот. Она не то, что стоит здесь. Она течет рекой".
Любовь Потекина
Вон там видно забор, пожалуйста, семья Лопухиных у нас. Всё сделала, вырубили лес, высушила зимой, всё сделали как надо, всё посадили, разработали. Мы не рискнули, а у нас нашлись первопроходцы. Ну и что. Приехали - по колено воды, всё утонуло, весь труд многодетной семьи, с детьми, с родителями.
Все, кто получили здесь землю, в микрорайоне «Южный» уже вложили в неё деньги – межевание и оформление делали за свой счёт. В среднем каждый потратил около 30 тысяч рублей. Заключили договор с компанией на присоединение к электросетям. Но без дорог ни тем, ни другим здесь делать нечего.
Вера Кондрашева
Четко было сказано – что лежат областные деньги, они не израсходованы. Более 90 млн. проблем нет насыпать нам дороги, чтобы мы могли строиться, нам она нужна сейчас. Воз и ныне там. Ничего не делается.
Ежегодно из областной казны выделяют больше 200 миллионов как раз на это. На дороги. На сети. Так решил губернатор. Но чтобы субсидию получить чиновники на местах должны правильно оформить градостроительные документы и подать заявку в комитет.
Виталий Паршин, заместитель председателя комитета по строительству Ленинградской области
Да, проблемы существуют. Прежде всего это связано со слабой подготовкой муниципальных образований при проектировании, при строительстве.
Выходит так, что проблема у всех одна. Землю выделяют, отчитываются, а потом начинается длинная история. Сначала работа над Проектом планирования территории, экспертиза. Затем работа над проектом строительства инфраструктуры. Опять экспертиза. Затем заявки, конкурсы, согласования, утверждения. И только потом строительство. В лучшем случае – года 2-3 на всё. Начали бы делать сразу, уже бы построили, затянули одно, другое, и процесс становится бесконечным.
Евгений Смирнов, заместитель главы администрации Кингисеппского района по ЖКХ
Мой прогноз: если мы следующий год получим положительное заключение экспертизы то 18-19 это год начало стройки. Тогда, когда нам помогут из комитета по строительству Ленинградской области получить средства софинансирования по стройке.
По нашей просьбе на болота приехала целая комиссия. Посмотрели, оценили. Решили отводить воду, чтобы земля просыхала для светлой перспективы застройки. Вместе с семьями будем ждать. А уполномоченный по правам человека в Ленинградской области уверен, что нужны законодательные изменения. Уже начал готовить пакет документов, чтобы с инициативой обратиться к депутатам.
Сергей Шабанов, уполномоченный по правам человека в Ленинградской области
Если это будет 2 года, то это будет по крайней мере срок, определенный законом. То есть можно будет требовать с власти, как населению, так и руководителям, о том, что все лица, которые должны этим заниматься, должны за 2 года успеть.
В комитете по строительству тоже проанализировали ситуацию. Сказали, будут собирать отстающие районы, спрашивать и консультировать. А пока растут дети, семьи теряют статус многодетных. Им, конечно, обещают, что землю никто не заберёт, но многие вместе со статусом раз и навсегда теряют саму возможность строиться.
Юлия Бекк
Льготы у меня все сняты, строиться мне уже тоже не на что, материнский капитал и региональные я потратила на приобретение жилья, потому что нет сил ждать. Ну...
Марина Чалапко, Андрей Осин, Кирилл Титов, Константин Корнеенков, Вадим Корнеенков, «Последние известия», Выборг, Кингисепп, Петербург
Поделиться статьей: