Найти

В деревне Вистино Кингисеппского района возрождают традиции ижор

В деревне Вистино Кингисеппского района возрождают традиции ижор. В местном этнографическом музее учат ремеслам этого малочисленного народа, который издревле населяет территорию Ленинградской области. 
Стяжек за стежком на свет появляется тканевая кукла – непростая – свадебная, обереговая. Ее матери делали для своих дочерей. В кукле символично все, даже цвета. Преобладает красный. Именно он, по мнению ижор, имеет особые защитные силы.
 
Елена Кострова, директор Ижорского музея
У всех обереговых кукол нет лица, у этой куклы есть глаза, губы. Почему? Она сидит на свадьбе, внимательно следит за гостями и если кто-то пришел не с добрым расположением, то кукла все впитывала, и, тем самым, оберегала невесту. 
 
Отличает эту куклу и наряд. Он в точности копирует традиционный костюм ижорской женщины: рубаха, юбка-панева, передник и саппана – необычный головной убор. Все покрыто характерной двусторонней вышивкой. 
 
Кристина Кочеткова, участница мастер-класса
Интересно, что было в прошлом: как проводили вечера, что делали. 
 
В гончарной мастерской посетителей Ижорского музея сегодня учат делать майдо пада – молочный горшок или кукушойту – детскую свистульку. Здесь возрождают керамику деревни Большое Стремление. Именно там жили ижоры, которые в отличие от своих соплеменников, занимались не рыбным промыслом, а изготовлением керамической посуды.
Чтобы изделия были аутентичными, Дмитрий Ткачев и его воспитанники участвовали в раскопках, а потом по черепкам воссоздавали форму горшков и кувшинов. А еще вместе четыре года искали нужную глинокопню. Ведь в старину ижоры использовали особый материал, который не требует подготовки.  
 
Дмитрий Ткачев, гончар Ижорского музея
Вот я сижу и из большого комка крошу мелкую фракцию руками. Заливаю водичкой, и получается готовая гончарная глина. Она чистая, жирная. С ней работать приятно.  
 
Сегодня, говорит Дмитрий, в Ижорском музее они исправляют ошибку предков. Ремесла ижор перестали существовать, потому что к ним потеряли интерес дети. 
 
Елена Кострова, директор Ижорского музея
Очень мало мастеров. Мы хотим их вырастить в наших стенах, стенах музея. Конечно, в традиционной жизни многие этим занимаются, но из быта уже ушли свободные полотенца, свадебная кукла – нет этой культуры. А мы это возродим. 
 
Возрождают здесь и плетение половиков-кругляков. Они – своего рода признак бережливости ижорских женщин. В былые времена прохудившиеся текстильные вещи разрезали на тонкие лоскуты, а потом из них делали вот такие полезные предметы обихода.    
В дело у ижорских хозяек шло абсолютно все. Чтобы коврик получился пушистым, словно  махровый, использовали другой материал. Его тоже можно было найти в каждом доме ижор. 
 
"Это старые куски сетки. Попав в шторм, она рвалась и вот, когда ее чинили, вырезали куски. Их не выбрасывали, соединяли и сматывали в клубки". 
 
Алиса Иванова, участница мастер-класса 
Это все бы пошло в ведро, а здесь показали, что вещи можно использовать еще раз в необычном формате. 
 
Время на мастер-классах проводят не только с пользой для дела, но и для души. Пока руки мастериц запоминают нехитрые движения, их голоса сливаются в унисон.  
 
Ольга Цейтлин, Эльмира Низамова, Андрей Осин, Александр Уткин, Вадим Корнеенков, «Последние известия», Вистино, Кингисеппский район
 

Лента новостей