Найти

Воспитание спортом

О проблемах и перспективах школьного спорта мы поговорили с вице-президентом Федерации школьного спорта Ленинградской области Александром Русских.

По итогу проведенных соревнований победитель Школьной лиги Ленинградской области принимает участие в Московском Фестивале школьного спорта. В этом году в Москве нашу область представляли команды Гатчинского и Всеволожского районов. В соревнованиях по стритболу среди юношей и девушек мы стали первыми, а флорбольный турнир юноши завершили вторыми, девушки – третьими.

Ленинградская область в числе еще восьми российских регионов участвует в пилотном партийном проекте «Единой России» «Школа — территория спорта» и является лидирующей экспериментальной площадкой в его реализации. В минувшие выходные в Волхове состоялся финал областной Лиги школьного спорта. О проекте, проблемах и перспективах мы поговорили с вице-президентом Федерации школьного спорта Ленинградской области Александром Русских.

- Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, подробнее о турнире, который шел в течение сезона в Ленинградской области и финал которого состоялся в эти выходные.

- В течение сезона в области шел турнир по двум видам спорта – русскому хоккею и флорболу. Схема очень простая – в начале соревнования прошли на базе школ, затем школы боролись между собой. И так было в каждом районе. В итоге от каждого района было отобрано по две школы – одна городская, одна сельская, которые играли со своими сверстниками из других районов. Затем команды-победители в своих дивизионах – их всего четыре - вышли на финальные состязания. В этом году мы ограничились русским хоккеем и флорболом, в следующем планируем организовать соревнования по баскетболу и бадминтону. Так что сейчас мы заложили основы той системы, которая в дальнейшем будет расширяться, охватывая все больше новых видов спорта и все большее количество детей. И если сегодня у нас участвовало порядка 43 школ, то в следующем году мы рассчитываем на участие уже 200 школ.

- Давайте сначала определим, что же такое «школьный спорт». Я сошлюсь на слова президента Всероссийской Федерации школьного спорта, трехкратной олимпийской чемпионки Ирины Родниной. Она заметила, что школьный спорт подразумевает участие не тех детей, которые регулярно занимаются в детских спортивных школах, а на самых обычных детей. Поэтому здесь для всех видов спорта предусмотрена более щадящая программа. И делается это с одной целью – чтобы все ребята почувствовали, что они могут участвовать и побеждать.

- Совершенно верно. Для нас главная задача – сделать спорт не занятием исключительно для одаренных детей, а для всех ребят без исключения. Привить культуру спорта, чтобы в будущем, когда этот школьник, который сегодня у нас играет в флорбол или бадминтон, став взрослым человеком, не мог жить без спорта. Спорт для него станет образом жизни.

- То есть школьный спорт «не заточен» под сдачу ГТО?

- ГТО – это все лишь промежуточный этап, возможность проверить себя «а я так могу?» По большому счету, любому ребенку – мы не говорим сейчас о людях с ограниченными возможностями - под силу, скажем, подтянуться. И пусть он не будет это делать в пределах нормы ГТО – вместо 10 раз подтянется лишь 4 раза, но эти четыре раза для него будет означать очень многое. В первую очередь – что он смог себя преодолеть. Мне кажется, этот позитивный настрой «я могу!» очень важен для тех, кто еще только вступает в жизнь.

- Александр Владимирович, вы сказали о людях с ограниченными возможностями. К «проблемным» людям, с точки зрения спорта, можно отнести ведь и тех, кто страдает серьезными хроническими заболеваниями. Скажем, больные сахарным диабетом. В развитых странах ребятам с таким диагнозом не дают освобождений от физических занятий, а предлагают другие программы, возможные при диабете. Как у нас обстоит с этим дело?

- Мы, конечно же, никого не отталкиваем и прекрасно понимаем, что спортом может заниматься каждый. Другое дело, что в каждом индивидуальном случае надо грамотно нормировать физическую нагрузку и еще – подобрать подходящий вид спорта. В последние два десятилетия, что и говорить, с этим были серьезные проблемы, связанные, прежде всего, с отсутствием полноценного тренерского состава, который мог бы эти задачи решить. К сожалению, в постсоветское время огромное количество специалистов вместо того, чтобы идти в тренеры, педагоги физкультуры, уходили в другие сферы, где они могли заработать куда большие деньги, чем в школе. И в то же время большое количество людей с проблемами здоровья были уверены, что спорт для них закрыт по определению. И никто их в этом не разуверял. А те, кто все-таки решался, не могли найти должный отклик. Обладая недугом, человек, естественно, перестраховывается. И в такой ситуации важно ему просто и спокойно объяснить, что ему подходит, а что нет. Но это должны делать специалисты. Сейчас проблема решается – и потому что количество образованных людей увеличивается, и потому что государство осознало проблему. Вы же видели, как в Сочи были созданы все необходимые условия, которые обеспечили комфортное пребывание паралимпийцев. Так что и этот вопрос решается…

- Вы коснулись важной проблемы кадров. Известна фраза древнегреческого философа Плутарха: ученик – это не сосуд, который учитель должен наполнить до краев, а факел, который надо зажечь. Много ли найдется таких мастеров, способных «зажечь» детей, заинтересовать их? Я уже не говорю о специалистах, знакомых с новыми методиками – ведь не секрет, что в школах физкультуру преподают большей частью педагоги предпенсионного и пенсионного возраста.

- Честно сказать, да, в этой области проблемы есть. Действительно, людей, которые не только умеют, но и желают передать знания детям, «зажечь факел» - таких людей очень мало. Что скрывать – все коренится в маленькой зарплате. Она увеличивается, но, к сожалению, все равно не поспевает за инфляцией. Поэтому надо находить другие способы мотивации специалистов. Как мне кажется, один из вариантов решения этой проблемы - предоставление служебного жилья. Как это делали в советское время…
И все же, несмотря ни на что, энтузиасты есть. Я бы назвал учителя физкультуры Сергея Юркевича. Он добился того, что его команда баскетболисток победила в российской лиге.

- Вы спрашивали, что его держит в школе?

- Он фанат своего дела. Его собственные дети занимаются спортом, для него важно, чтобы они добивались результатов. Я это знаю по себе: мои родители – тренеры, и им всегда хотелось, чтобы их дети были лучшими. Но Юркевич достаточно амбициозный спортсмен – ему хочется, чтобы и его ученики достигали вершин. Причем, именно в команде. Баскетбол тем и хорош, что развивает командный дух, учит ответственности не только за себя, но и за целую команду. Мне кажется, это очень важно для будущей адаптации ребят в обществе…

- Какой еще вид спорта популярен в Ленобласти?

- Несколько видов спорта развиты у нас достаточно сильно. Это синхронное плавание, бадминтон. И как везде, футбол и баскетбол. Потихоньку завоевывает свои позиции хоккей. Его проблема – в сезонности. Любителям хоккея приходится ездить в Петербург, поскольку в Ленобласти ледовых дворцов, к сожалению, нет. Конечно, мы бьемся за строительство объектов, но, как вы понимаете, на это требуется время.

- Ледовые дворцы – действительно, глобальные объекты и требуют особого внимания. А что касается материальной базы школ, то и здесь статистика не радует: 83% школ имеют спортивные залы, 42% нуждаются в усовершенствовании и реконструкции… Как с этим обстоят дела в Ленобласти?

- В одних регионах ситуациях лучше, в других хуже, но если смотреть глобально, то везде все одинаково. Все упирается в то, что мы пользуемся наследством, доставшимся нам от советского времени. Школ, построенных в последние годы, очень мало. И ситуацию отягощает еще и то, что во многих школах советской эпохи капитальный ремонт не делался по 25-30 лет. И все же лед тронулся. В этом году порядка 2 млрд рублей получат школы, которые участвуют в проекте «Школа — территория спорта». Это не огромные деньги в масштабах страны, но все же спортивные залы школ трех десятков регионов будут отремонтированы. Ленинградская область тоже не останется в стороне. Порядка 45 залов будут усовершенствованы.

– И вновь цифры. Сегодня спортом «охвачено» 30% школьников. Президент в своем послании к Федеральному собранию сказал, что необходимо довести количество детей школьного возраста, регулярно занимающихся спортом, до 70%, то есть до показателя советских времен.

– И хочу заметить, что рост уже наблюдается. Ведь если мы оглянемся на 15 лет назад, то цифры были и вовсе катастрофические – только 11% детей занимались спортом. Иначе говоря, система была полностью разрушена и держалась исключительно на тех, кто спортом занимался профессионально. Сегодня массовый спорт – именно как здоровый образ жизни - вновь стал одним из приоритетов государственной политики. Поэтому, собственно, три года назад и возникла Всероссийская Федерация школьного спорта. Появляются спортивные объекты, интересные соревнования. Свое огромное дело сделала сочинская олимпиада – и успех наших спортсменов, и сама эстафета олимпийского огня, которая прошла через регионы.

- За теми 11% скрывается проблема - у тех, кто вырос в 90-е годы, не сложились спортивные традиции. Как родителям им нечего передать своим детям. Преемственность прервана. Как с этим будет справляться Федерация?

- Да, вы правы – родители тех, кому сегодня 27 – 30, в свое время были озабочены проблемой, как обеспечить семью, нежели спортивным воспитанием детей. К тому же была разрушена вся инфраструктура массового спорта. Не удивительно, что у поколения 90-х не сложилось традиций. Глобальной проблемой популяризации спорта должна заниматься не только Всероссийская Федерация школьного спорта, но и вся управляющая структура спорта в России – городские и региональные спорткомитеты, Министерство спорта. Их задача – разрабатывать схемы, которые популяризировали бы спорт – через кино, телевидение, с помощью интернет-ресурсов.
И все же, знаете, ситуация меняется, причем, благодаря самим детям. Вот, к примеру, мы проводим соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Представьте себе ситуацию: ребенок приходит домой и зовет родителей на соревнования. Папа в ответ: «Сын, мне надо работать». Но ребенок продолжает: «Почему родители Сережи из моего класса идут, а вы…»

- Противостоять такой манипуляции трудно.

- В том-то и дело. Волей-неволей родители втягиваются, сходив один раз на соревнования. А те люди, которые их проводят, поверьте, умеют заинтересовать даже тех, кто не любит спорт – благодаря интересным эстафетам, улыбкам, смеху детей, отличным подаркам. Так, шаг за шагом человек приобщается к спорту – начинает заниматься плаванием или играть в футбол, баскетбол…

- И все же, человек существо ленивое. А уж дети тем более не любят трудиться. Как вы их мотивируете?

- Стать лучшим или хотя бы лучше – здесь все просто. Сейчас система школьного спорта развита на всемирном уровне. Это значит, что школьники из простой деревенской школы, выиграв в районе, а потом в области, могут участвовать на всероссийских соревнованиях. Вот, к примеру, по итогам проведенных соревнований победитель Школьной лиги Ленинградской области принимает участие в Московском Фестивале школьного спорта. В этом году в Москве нашу область представляли команды Гатчинского и Всеволожского районов. И у нас есть повод для гордости — в соревнованиях по стритболу среди юношей и девушек мы стали первыми, а флорбольный турнир юноши завершили вторыми, девушки – третьими.

Но, наконец, ребята имеют шанс попасть на чемпионат мира. Отличный пример – та команда баскетболисток из школы № 2 города Гатчины, о которой мы уже говорили. Девочки в упорных играх переиграли всех своих конкуренток и стали победителями «Школьной баскетбольной лиги». В награду за 1-е место команда получила путевку на финал Евролиги по баскетболу в Милан.

И пусть для большинства это останется мечтой, но жить без мечты скучно…

- Отлично мотивируют детей в США – когда у школьных команд есть свое имя, девиз, герб, свои цвета формы, когда готовится смена из числа учащихся младших классов.

- Это, кстати, одна из самых главных наших задач – не ограничиваться просто соревнованиями между школами, а в каждой школе создавать своего рода спортивный клуб со своей атрибутикой. За минувший год в 60-ти школах были созданы спортивные клубы. Более того, мы стараемся делать так, чтобы были приобщены и те, кто не занимается спортом – например, через группы черлидинга. Таким образом, у ребенка возникает не только возможность бесплатно заниматься спортом, совершенствовать себя физически, но у него появляется и чувство ответственности за свою малую родину. А это очень важно для развития личности…

Беседовала Ольга Машкова

Реклама

Лента новостей