Удивительные иллюстрации и полтора слова на странице тоже имеют место быть!
Удивительные иллюстрации и полтора слова на странице тоже имеют место быть! А картинки в книжках помогают родителям найти свой подход к ребёнку, придумать и рассказать тысячи историй. Так считает представитель издательства «Поляндрия» Светлана Лазарева и дает ведущим подкаста « Недетский лепет о…или НЛО» Наталье Костициной и Кириллу Манжула несколько вредных советов о том, как отбить у детей желание читать.
НЛО: Издательство "Поляндрия" выпускает сплошную красоту! Это, кстати, оценка одного из ваших читателей. К таким книжкам с малым количеством слов и с потрясающими иллюстрациями в нашей стране уже привыкли или все еще относятся скептически?
СЛ.: Изначально мы выбирали действительно книги с удивительными иллюстрациями, классные, абсолютно не знакомые российскому читателю. Но не все сразу понимали, что с ними делать, потому что всего полтора слова на страничке и очень короткие тексты. Это сейчас уже все понимают, как с этими книгами работать, что есть большая разница между, скажем так, чтением, успокаивающим на ночь, и интерактивным чтением. Наши книги больше подходят для такого интерактивного формата, в котором 80% успеха – это диалог с ребенком. И он зависит и от взрослого и от ребенка, и от того, о чем они готовы и хотят поговорить. И, таким образом, каждая книга в руках каждого отдельного человека по-разному звучит.
НЛО: О чем можно говорить, рассматривая такую книгу?
С.Л.: Можно поговорить с ребенком о красоте, об эмоциях героев. Можно поговорить о чем-то своем, когда ребенок на иллюстрации увидит важную для него деталь и захочет, к примеру, поговорить о котенке, которого он там увидел, потому что это сейчас у него наболевшее. На встречах с родителями я слышу постоянно : "Вот ребенок не слушает, только хочет рассматривать". Это абсолютно нормально. Пускай рассматривает, пускай гладит, пускай прижимает к груди эту книжку с каким-нибудь котенком. Книга с иллюстрациями – это все-таки еще и способ узнать о разнообразии мира, потому что ребенок еще не так много всего видит, а тут он, например, наблюдает: "У зайчика мячик красный, а у меня синий. У зайчика кроватка такая, а у меня такая". Это интересно обсудить, это еще и в некотором смысле некий тренажер даже для развития речи.
НЛО: Получается, что авторы таких книг прежде всего хорошие художники.
С.Л.: Это прежде всего люди, которые могут рассказать историю, которая ребенка цепляет. Начну с такой очень любимой мною книги, которую мы в этом году переиздали. Она называется "Черный пес". Здесь как раз автор Леви Пинфолд, он и художник и автор в одном лице. Это история про семью, которая однажды утром просыпается и видит за окном пса. Папа
звонит в полицию и сообщает об огромном опасном черном псе. Мама видит тоже что-то страшное, невообразимое. Дети просыпаются и пугаются, практически готовы забаррикадироваться в доме. И только самая маленькая девочка идет и встречается с этим огромным псом, который уже не только с тигра, а уже размером с дом. И она его какими-то песенками, прибаутками ведет за собой. И он все уменьшается и уменьшается, и на пороге дома он уже нормального собачьего размера. И оказывается, что он совсем не страшный. Пес остается жить в семье и все хорошо. Здесь на самом деле играет и желание детей бояться, а книга служит неким безопасным полем, где можно побояться. И вообще эта история про то, что у страха глаза велики, вот все испугались, а она не испугалась и оказалась права.
НЛО: Это для очень и очень ответственных родителей, прямо скажем. Поскольку родители, которые много работают, могут сказать: "Ну, что вы? Буду я здесь выискивать все эти нюансы".
С.Л.: Вот это настоящая проблема, поэтому мы всё время упираем на то, что книги не для того, чтобы усыпить ребёнка. Книги необходимы для приятного совместного времяпрепровождения.
НЛО: А могут родители как-то, не задумываясь, отбить охоту к чтению?
С.Л.: Они могут отбить охоту своей категоричностью, невниманием к тому, что ребёнок уже обладает своим читательским вкусом, даже если он совсем еще маленький. Ребёнок - читатель полноправный. Он имеет право выбора, он имеет право высказываться, имеет право отказываться от чего-либо. Есть такой известный мини-комикс, когда идут два человечка, и один из них с очень злым напряжённым лицом, а другой ему говорит: "Ну, слушай, остановись немножко, замедлись, можно оглянуться вокруг, понюхать цветочки в конце концов". И следующий кадр, как тот с хмурым лицом, держит целую охапку цветов, втягивает её ноздрями и держит в руке кубок "Лучший в мире нюхатель цветочков"
С книгами абсолютно также. Мы всё время говорим о том, что книги - это хорошо, это приятно, это удовольствие. Но всегда есть некоторые крайности. Они могут выражаться в каких-нибудь списках обязательных книг, которые надо прочитать, или в том, что "мой ребёнок много-много читает", или в том, что "мой ребёнок быстрее всех читает". В результате мы теряем то самое удовольствие в погоне за количественными какими-то показателями, мы теряем то, что чтение должно быть удовольствием для всех участников процесса. И для взрослого в том числе, который, отправляясь читать с ребёнком, должен не думать о том, что в сотый раз придется перечитывать историю. Он должен получать свое удовольствие от этого.
Полностью 30-минутный разговор с представителем издательства "Поляндрия" Светланой Лазаревой слушайте в подкасте "Недетский лепет о..." или НЛО
Над подкастами работали: Наталья Костицина, Кирилл Манжула, Анна Шаповалова.