Эксперты рассказали, как увлечь ребенка чтением книг
Как родителям увлечь ребенка чтением? Какие книги выбирать? Об этом ведущим подкаста «Недетский лепет о… или НЛО» Наталье Костициной и Кириллу Манжула рассказала главный библиотекарь Ленинградской Областной детской библиотеки Людмила Степанова.
НЛО: Сейчас море современной литературы для детей разного возраста. Как из этой массы выбрать? Как не столкнуться с тем, что вы называете "литературой, которую нужно выбрасывать"?
Л.С.: Вы коснулись самой сложной проблемы, которая является частью современной культуры взрослого, а именно, развития отношения к детской книге и детскому чтению. К примеру, есть в вашем семейном воспитании несколько ценностей и одна из них - ваша культура отношения к детскому чтению. Не знание того, что давать читать, а именно культура отношения к детскому чтению.
НЛО: Поясните.
Л.С.: Кирилл подарил замечательную идею, сказав о том, как он создает сценарий чтения для своего сына. Это очень правильно. При этом нужно учитывать и сценарий, который есть у современного ребенка. У нас у взрослых есть свой читательский опыт, своя система представлений о нормах, правилах, ценностях литературы. У нас опыт. Мы им дорожим с вами? Дорожим. Это наши воспоминания детства? Наши воспоминания детства. Но это не должно быть обязательным панцирем для вашего ребенка, которым вы его защищаете от окружающего мира. То есть, ваш опыт чтения и ваш круг чтения - это предмет диалога, а не предмет обозначения, что читать вашему ребенку.
НЛО: "Два капитана" Вениамина Каверина из нашего детства стоит современному ребенку читать?
Л.С.: Да. Если вы не будете говорить: "Ах, какая идеальная книга! Ты обязательно это должен прочитать!", а между прочим оброните: "Боже, как же я ревела над этими страницами. Так интересно, почему эти страницы были, ну, душераздирающими?", - и замолчите, сделаете паузу. И этого вполне достаточно. "А здесь, - говорите вы будто в сторону, - я впервые поняла, что такое долг. Вот именно поняла характер мужчины". И опять точка. А не: "Иди, бери, если это ты не прочитаешь, ты ничего не узнаешь".
НЛО: Иными словами, увлечь и заманить.
Л.С.: Не только. У современных подростков есть ещё один мотив чтения: для них чрезвычайно важно понять, что из себя представляют взрослые. Они нас сканируют, считывают, а возможностей понять нас у них нет. Мы как ускользающая реальность. Во-первых, мы не даем им себя рассмотреть, мы постоянно суетимся, кричим, говорим, понукаем и чего-то им там рассказываем. А им хочется рассмотреть и понять, что чувствуют взрослые, как человек это пережил, кто он такой, современной взрослый. И этот интерес открывает возможность понять, а как вы возникли? Вы же не сразу стали таким умным и гениальным, с успехом в карьере и всё знающим диктатором детской жизни, вы же откуда-то произошли? От каких-то детских слез, обид и огорчений это произошло. Обратите внимание в связи с этим на программную, я бы сказала, книгу этого лета- комикс удивительно содержательный и невероятно головокружительный "Пссст! Кто я?". Автор Аннетте Херцог,
НЛО: Это переводная книга?
Л.С.: Да. В чём замечательность этой книги? Она взрослому обнаруживает путь ребёнка, его собственный путь, собственный опыт взгляда на мир, который он видит. Не тот, в котором ему говорят: "Вот так смотри!", - в этой такой диктаторской педагогике, - мы же всё знаем за ребёнка, как он должен говорить, как смотреть. А эта книга открывает нам мир, который видит ребёнок, и как он видит мир, что с ним происходит.
НЛО: Так это книга для взрослых или для детей?
Л.С.: Вот мы и сказали о главной части культуры отношения к детскому чтению : вы должны обязательно читать эти книги совместно.
НЛО: Это единственный способ выбрать правильную книгу, получается?
Л.С.: Не надо читать весь поток. Нужно читать ту книгу, которая действительно является таким и новым жанром, и видом литературы, и открывает новую тему. Еще одна книга, о которой я хотела бы сказать, это книга украинского писателя Юрия Никитинского "Вовка, который оседлал бомбу". Эта книга -сокровенное послание всем нам, и подросткам, и родителям, о том, в каком мире мы живем. В мире, который сворачивается в такую точку боли, трагедии и войны - это, с одной стороны, и мире, который включает огромное пространство, которое создают современные дети. И в этом огромном пространстве они прокладывают свои вертикали вверх, понимание в каком мире, среди каких взрослых они живут. И в этом отношении современная детская литература дает нам возможность принятия детского опыта и понимания того, какой опыт нужен ребёнку. Знаете, какую надо книгу выбрать? Один из вариантов: сосредоточившись прежде всего на себе, ответить на один вопрос: а чем, собственно, великолепен и интересен мне собственный ребёнок? Что я о нём хочу узнать? Чем он мне интересен?
НЛО: А существуют какие-нибудь списки литературы, которым могут доверять дети и их родители?
Л.С.: Я несу ответственность только за один список, который мы создали за последние годы, там более 130-ти книг. Он называется: "Нравится детям Ленинградской области". Я знаю, откуда появляется этот список, что в него входит, поскольку каждая книга пережита читателями детских библиотек и сами дети выбрали эти книги. Вот я отвечаю за качество этого списка.
НЛО: А где этот список можно найти?
Л.С.: В поисковой системе набрать "Нравится детям Ленинградской области"