Найти

Ленобласть стала инициатором слушаний по системе восстановления прав обманутых дольщиков

В минувшую пятницу, 11 декабря, прошли специальные слушания, инициатором которых стала Ленинградская область. Их участниками стали члены Совета Федерации, правительства региона и Фонда защиты дольщиков. На повестке дня стояло восстановление прав пострадавших граждан-участников строительства многоквартирных домов на территории региона.

Ленинградская область стремится к справедливости и прозрачности в распределении финансовой нагрузки в этом вопросе между бюджетом региона и Фондом защиты прав дольщиков. Фонд, в свою очередь, обращает внимание на экономическую успешность 47-го региона, чей бюджет не дотационный.

Представители Ленинградской области напомнили участникам слушаний, как возникла проблема. 214-й Федеральный закон должен был помочь людям иметь возможность вложиться в строящееся жильё на этапе котлована, потому что так дешевле, но все закончилось десятками тысяч обманутых дольщиков по всей стране.

Руководство Ленобласти попыталось исправить положение. С 2015 года в регионе ввели в эксплуатацию более 60 проблемных домов и только за последние три года область без привлечения средств федерального бюджета добилась восстановления прав 12 444 дольщиков.

Кроме того, регион инициировал использование для обеспечения долевого строительства эскроу-счетов, что позволяет предотвратить пополнение рядов обманутых дольщиков. Для помощи уже существующим пострадавшим был создан Фонд защиты обманутых дольщиков, который должен либо достраивать жилищные комплексы, либо возвращать дольщикам деньги.

Регионы еще год назад договорились о пропорциях софинансирования. Например, Ленобласть в 2019 году подписала с Фондом соглашение, по которому уже перечислила на его счета 600 млн рублей. А всего за три года – и исходя из этой цифры верстался региональный бюджет и следующего года, и планового до 2023 года – 2,8 млрд рублей. Примерно таким же должно было быть и участие Фонда.

Важно отметить, что на момент подписания соглашения говорилось о том, что в решении проблем дольщиков будут участвовать и Фонд, и региональный, и федеральный бюджеты. Но в июле 2020 года ситуация изменилась, были приняты поправки в несколько законов. После этого осталось только два источника финансирования – Фонд и бюджет региона. Из-за этого для Ленобласти дополнительная нагрузка на бюджет из 2,8 млрд рублей превратилась в 9,4 млрд.

Обострились и другие противоречия. Например, механизм распределения по регионам федеральных средств для решения проблем дольщиков сегодня совершенно не прозрачен: непонятны объемы финансирования по годам, а также то, каким субъектам и на какие объекты выделят деньги.

Во время пятничных слушаний Ленобласть выступила со своими предложениями.

Во-первых, Ленинградская область настаивает на прозрачности в вопросе компенсационного фонда: нужно закрепить в законе предоставление регионам данных о его объеме, плане расходования и о фактическом использовании средств.

Во-вторых, в руководстве 47-го региона считают неправильным, что сейчас услуги технического заказчика при завершении строительства "проблемных" домов оказывает только ООО "Технический заказчик Фонда защиты прав дольщиков". Такая монополизация может навредить делу и снизить эффективность расходования денег. Ленобласть выступила за то, чтобы отказаться от закрепления монопольного положения этого ООО.

Но главная проблема – финансирование Фонда обманутых дольщиков. Сам Фонд считает, что дополнительные миллиарды должны прийти из бюджета Ленобласти. Регион так просто сдаваться не собирается и надеется на конструктивный подход федеральных органов власти и Фонда.

Фото: Анастасия Илюшина

Лента новостей