Главный ресурс – пространство и коммуникации
У петербургских и областных портов должна быть различная специализация. Область может позволить себе проекты, в которых сочетаются транспортная и производственная функции. Мы вновь побеседовали с главным научным сотрудником Института проблем региональной экономики РАН, д.э.н., профессором Н.М. Межевичем.
– Николай Маратович, вы давно и много пишете о проблемах развития российского Северо-запада в том числе и Ленинградской области, поэтому хотелось бы услышать, что наиболее значимого, с вашей точки зрения, произошло в развитии области за последнее время?
– Значимого много, но если выделить главное, то это стабильность экономического развития. Если говорить об отраслях, то это развитие транзитно-транспортного комплекса, ставшего одной из основ экономики Ленинградской области. С экономической точки зрения, это современный и весьма прибыльный бизнес, обеспечивающий и доходы, и занятость.
– Как давно принято решение о развитии транзитного комплекса в Ленинградской области и каково сейчас положение дел в этой сфере?
– После потери контроля над транспортной системой государств Прибалтики Россия стала наращивать мощности собственных балтийских портов, но не сразу, а с десятилетним опозданием. Оказавшись отрезанной от основных экспортных терминалов, Россия, естественно, предприняла шаги для корректировки сложившейся ситуации. Первая межотраслевая программа транспортно-технологического обеспечения транзита грузов через прибрежные территории Финского залива была разработана администрациями Ленинградской области и Санкт-Петербурга в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.06.97 № 554 "Об обеспечении транзита грузов через прибрежные территории Финского залива". В документе были намечены следующие приоритеты развития:
– грузооборот Санкт-Петербургского большого морского порта до 60 млн тонн грузов в год;
– грузооборот Высоцка 4,5 млн тонн;
– грузооборот Выборга 1 млн тонн;
– транспортно-технологический портовый комплекс в Лужской губе – 35 млн тонн экспортно-импортных грузов;
– транспортно-технологический портовый комплекс в районе г. Приморска расчетная мощность - 45 млн тонн в год.
Таким образом весь грузооборот через порты Ленинградской области оценивался по прогнозу примерно в 86,5 млн тонн в год.
Высокие темпы экономического развития России, углубление глобализации привели к тому, что по итогам 2013 года Приморск обработал 64 млн тонн, Усть-Луга 62,6 млн тонн, Высоцк 16 млн тонн, Выборг 1,5 млн тонн – всего более 157 млн тонн грузов. Ленинградская область стала важнейшим звеном системы внешнеэкономических связей России. Ее экономическое и политическое значение качественно возросло.
Оборот грузов через порты восточной части Балтийского моря в 2013 году примерно такой же. Серьезного снижения транзитного грузопотока там пока нет. За исключением Лиепаи и в некоторой степени Вентспилса и Риги. Однако учитывая, мягко говоря, не простые отношения России и государств Прибалтики, можно предполагать дальнейшее смещение грузопотоков в порты Ленинградской области. Впрочем, это не означает отказ от кропотливой, повседневной борьбы за конкурентоспособность наших портов.
– Спасибо, цифры впечатляют, однако что они означают для жителей области?
– Начнем с занятости. Точно посчитать количество занятых в транзитном секторе практически невозможно. Непосредственно работающих в портах людей в 3 – 4 раза меньше, чем получающих доходы в смежных отраслях, начиная от сотрудников железной дороги и заканчивая работниками торговли и сферы обслуживания. Думаю что в совокупности это не менее 40 – 45 тысяч рабочих мест.
Второй момент – это налоги и платежи, прямые и косвенные. Здесь, конечно, следует учитывать то, что основные налоги уплачиваются по месту регистрации, поэтому часть платежей в нашу область не попадает. С другой стороны, для успешного развития бизнеса компании, обслуживающие транзит, вкладывают деньги в инфраструктуру, строят дома, оказывают помощь учреждениям социальной сферы.
Также следует отметить «эффект соседства»: крупные транзитные компании положительно влияют на бизнес-климат, способствуют развитию малого и среднего бизнеса.
И, конечно же, транзитная инфраструктура привлекает огромные средства, осваиваемые на территории области. К примеру, до 2030 года в Усть-Лужском порту и на транспортные подходы к нему планируется потратить около одного триллиона рублей.
– С грузами все ясно, а какова ситуация с пассажирскими потоками?
– У России в целом и у Ленинградской области в частности хорошие отношения с Финляндией. Финляндия для Ленинградской области – важное и нужное окно в Европу. Именно поэтому первая для России международная высокоскоростная дорога соединяет Ленинградскую область и Санкт-Петербург с этой страной. Через область проходят мощные туристические потоки как на Финляндию, так и в Эстонию. Пассажиропотоки неуклонно растут, их дальнейшее развитие будет связано как с экономикой в целом, так и с туризмом в частности.
– Иногда можно услышать мнение о конкуренции между Ленинградской областью и Санкт-Петербургом в области транзита, насколько это верно?
– Нет, это не верно, у Санкт-Петербургского порта и портов Ленинградской области должна быть различная специализация. Город все больше специализируется на высокорентабельных и относительно немассовых грузах, которые там же и обрабатываются, а часто и потребляются. В Ленинградской области преобладают массовые грузы: нефть, уголь, газ, – впрочем, доля особо ценных контейнерных грузов, перегрузка машин тоже увеличивается. Понятно также, что у города нет конкурентов в обслуживании пассажиропотоков и прежде всего иностранных туристов.
Главный ресурс Ленинградской области – пространство и коммуникации. Область может позволить территориально емкие проекты, в которых сочетаются транспортная и производственная функции.
– Как в Усть- Луге?
– Именно так. А в городе такой возможности, конечно же, нет.
Да, в Ленинградской области часто приходится создавать инфраструктуру «с нуля», но это дешевле чем реконструировать причальные стенки XIX века фактически в центре Санкт-Петербурга.
Отметим также, что наличие Санкт-Петербурга как крупного рынка создает дополнительную привлекательность для Ленинградской области. Для увязки интересов области и города в регионе действует Координационный совет по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2011 №241. Самое главное, конечно, в том, что город и область – два субъекта одной федерации и поэтому приоритет государственных интересов очевиден.
– И последний вопрос, повлияет ли на транзитный бизнес в Ленинградской области очевидное ухудшение отношений России и Европы?
– Наши европейские партнеры зависят от нас никак не меньше, чем мы от них. В краткосрочной и среднесрочной перспективе снижение грузопотоков маловероятно. В долгосрочной перспективе он даже может увеличиться за счет многих миллионов тонн идущих через порты государств Прибалтики.
Транзит и транспорт в Ленинградской области будет сохранять важное значение как для субъекта федерации, так и для местных самоуправлений. Поддержка государством и изначальная инвестиционная привлекательность Ленинградской области способствует успешному развитию отрасли.