Найти

Бюджет принят - поправки внесет жизнь

Депутаты Законодательного Собрания Ленобласти досрочно утвердили проект областного бюджета на 2015 год. Главный финансовый документ стал еще более социально ориентированным, но при этом ключевым приоритетом заявлена оптимизация расходов.

5 декабря, сразу во втором и третьем чтении депутаты Законодательного Собрания Ленинградской области приняли проект регионального бюджета на 2015 год. Приняли единогласно и окончательно. Такой оперативности можно только позавидовать, особенно если учесть, что ситуация на экономических фронтах страны сейчас крайне нестабильна.  Внешние факторы риска ложатся дополнительным грузом на внутрироссийские проблемы и, несмотря на официальные заверения, общая картина ближайшего финансового будущего не очень-то обнадеживает.

В этих условиях быстрый «проход» проекта бюджета Ленобласти через региональный парламент, скорее, благо. Во-первых, это говорит о взаимопонимании исполнительной и законодательной ветвей власти. А во-вторых, и в главном, о серьезной и разносторонней работе в процессе подготовки документа к обсуждению в областном ЗакСе. «Мы сумели организовать бюджетный процесс таким образом, что вся работа проводилась непосредственно в депутатских комиссиях. Это позволило избежать ненужных и бесперспективных дискуссий в ходе заседания Законодательного собрания», - отметил спикер парламента Ленобласти Сергей Бебенин.

Напомню, что у проекта бюджета было еще и «нулевое» чтение, и публичные слушания. Одним словом, в этом году экономические планы правительства как никогда были доступны для рекомендаций и предложений со стороны самого общества. Так что к рассмотрению в ЗакСе главный финансовый документ Ленобласти подошел «в хорошей спортивной форме». Эксперты отмечали, что проект бюджета получился оптимальным по балансу между доходами и расходами.

Впрочем, в период между первым и вторым чтениями, без поправок не обошлось. Их было чуть более 70, они не затрагивали магистральные направления, но, по словам председателя комитета финансов Романа Маркова, «все поправки находились в конструктивном русле и позволили сделать бюджет региона детально выверенным».

Итак, что мы имеем на выходе? Правительство заявляет, что бюджет 2015 года позволит выполнить все публичные обязательства.  Другими словами,  главный финансовый документ Ленинградской области в обозримом будущем не только сохраняет, но и наращивает социальную ориентацию (на социально-культурную сферу будет направлено 58,6% расходов областной казны).

В частности, на образование потратят 17, 9 млрд рублей (только средняя заработная плата педагогов должна увеличиться на 9,6% до 36 тысяч рублей), на цели здравоохранения 14,6 млрд рублей (зарплаты врачей вырастут на 10,8% и составят, в среднем, 49,3 тысяч рублей), на меры социальной поддержки 12,7 млрд рублей.

Можно, конечно, бездумно завышать социальные траты, «ублажать» население ростом зарплат и все более масштабным строительством соцобъектов, но это путь в никуда. Без инвестиций в развитие производственной базы региона не будет и роста благосостояния его жителей. Что планируют делать в этом направлении?

На поддержку сельского хозяйства в бюджете будущего года заложено 3,8 млрд рублей, еще 2,3 млрд рублей  - на стимулирование экономической активности. В рамках работы над бюджетом-2015  было увеличено финансирование дорог местного значения, сумма выросла до 985,6 млн рублей (на момент первого чтения - 408 млн рублей). Общий объем дорожного фонда на следующий год составит 7млрд 687 млн рублей. Общий объем ассигнований по адресной инвестиционной программе 2015 года составит 8 млрд 100 млн рублей (на 28,5% выше уровня 2014 года).

В абсолютных цифрах соотношение доходов и расходов Ленинградской области в 2015 году выглядит так: 77,4 млрд рублей против 83,1 млрд рублей. То есть дефицит регионального бюджета  планово составляет 5,7 млрд рублей или 8%. Для сравнения – разница между доходной и расходной частями бюджета на этот год с учетом последней корректировки равняется 9,8 млрд рублей.

В сегодняшних условиях снижение объема заимствований, да еще при сохранении социальных обязательств, дорогого стоит.  А ведь разработчики проекта бюджета на 2015 год еще сознательно не учли полного объема безвозмездных федеральных поступлений. На мой взгляд, это резонно: когда и сколько даст Москва нашему региону - вопросы дискуссионные. Поэтому  расчет региона на собственные силы и возможности в текущих условиях нестабильности - самое правильное.Похвалить  - похвалили, а получится ли выполнить задуманное? Не  слишком ли радужными видят экономические перспективы областные чиновники и депутаты? Каким будет алгоритм действий властей?

Если коротко, то главным принципом станет разумная экономия.  Время сейчас такое. Оптимизация расходов и повышение эффективности управления. «До конца года мы представим проект программы, представляющий собой план из конкретных действий, который позволит повысить собираемость доходов, выявить и урезать неэффективные расходы. В частности, мы проведем оптимизацию текущих расходов государственных унитарных предприятий, а убыточные - ликвидируем вовсе», - заявил в ходе обсуждения бюджета в ЗакСе губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.

В эту схему хорошо укладывается и расторопность депутатов регионального парламента. Впервые за последние годы бюджет утвержден ими в первой декаде декабря. А это значит, что можно раньше начинать готовиться к сезону будущего года: организовывать и проводить конкурсы на различные виды работ, быстрее осваивать средства по адресным инвестиционным программам. Времени на раскачку у нашего региона нет.

Александр Колобов
 

Лента новостей