Без гарантии! Почему рассыпаются новые дороги? И заставят ли подрядчиков исправить брак?
Дороги - с приходом весны - главная тема.
В регионе начался так называемый ямочный ремонт. Что любопытно - вместе со снегом сошло покрытие и новых трасс, которые еще находятся под гарантией. Некоторые отремонтировали в прошлом году, как, например, вот этот двадцатикилометровый участок федеральной дороги М-11 «Нарва» - от Кингисеппа до Ивангорода. Автомобилисты выкладывали в сеть - в начале - лето 2016 - ремонт, а это февраль 2017 - уборочная техника, по сути, сметает дорогу - покрытие за зиму разрушилось, и камни вылетают из-под колес.
ВИКТОР ВАСИЛЬЕВ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА РЕМОНТА И РАЗВИТИЯ АВТОДОРОГ ФКУ «СЕВЗАПУПРАВТОДОР»:
- Материал, который подрядчик использовал- это битумная эмульсия не соответствовала, возможно, были нарушения при хранении эмульсии, при перевозке. В настоящее время согласился на выполнение работ по гарантии. Это такой выдающийся для нас случай, нестандартный - даже на ряде других объектов у того же подрядчика таких проблем нет.
Брак на федеральной трассе исправлять будут с началом сезона - в мае-июне.
На региональных дорогах - та же история. Гарантия четыре года - дороги сыплются через шесть месяцев. От подрядчиков областные власти теперь тоже требуют выполнения гарантийных обязательств. К конкретным примерам вернемся чуть позже.
Отметим, объективно, зима была непростой для дорог из-за постоянных перепадов температуры. По информации ГИБДД по Петербургу и области, если в прошлом году было около 70 жалоб в день на ямы и колдобины, это сводная цифра по двум регионам, в это межсезонье - их не меньше ста. Впрочем, в нашем климате каждый год кивать на зиму - уже как-то, согласитесь, неудобно.
Возможно, ситуацию помогут исправить новые ГОСТЫ строительства дорог - они появились в сентябре 16-го, правда, пока у них - рекомендательный характер. Дорожникам, видимо, дали время сориентироваться. Применяют их пока лишь на федеральных трассах, конкретно Росавтодор новые технологии использует при строительстве платной дороги Петербург-Москва. В свежих ГОСТАХ - это как раз для нашего климата - два важных изменения. Дороги должны выдерживать двойную нагрузку - по сравнению с нынешней, а материал быть более устойчивым к влаге.
Но все это в будущем. Алексей Спиричев разбирался - почему дороги плохие сейчас. Леша, здравствуй, аналогии, я вижу, у тебя кулинарные.
- Катя, привет!
Это чтобы понятно ( намазывает булку нутелой) - битум - представим, что это он, который идёт на асфальтирование большинства дорог, довольно низкого качества. В Европе его, к примеру, готовят из жирной нефти. Асфальт получается более клейким и прочным. Но в России такой битум используют только при строительстве федеральных автодорог и то не всех. Из-за этого дороги быстро разрушаются. (ломает шоколадку) .
А чтобы их отремонтировать - выбирают более дешёвый вариант - (режет пирог) - меняют только верхние слои асфальта, начинка и основание дорожного пирога остается старой. Так раз в пять дешевле.
Еще одна причина плохих дорог - нечестные подрядчики, которые экономят на материалах. Что касается самого покрытия - мы побывали на заводе в Пушкине, где делают асфальт.
Там на выбор заказчика - смеси обычные, подешевле, и более дорогие и прочные - инновационные с применением новых полимерных материалов. Такие чаще заказывают только Петербург и Москва. Регионы, как правило, экономят. Но здесь палка о двух концах - чем больше экономишь, тем чаше асфальтируешь.
Например, в Кингисеппе около 30 километров гарантийных трасс уже в ямах. Хотя им не больше трех лет. А в Тихвине несколько дорог не выдержали и года.
Есть еще одна история про дороги, о том, как из-за дорожников в деревне Засосье случился потоп - но об этом чуть позже. Сейчас о тоже о ремонте, но о другом. Жилищные службы отреагировали на творчество жителя Подпорожья Анатолия Коновалова. Он присылал нам в редакцию любительский репортаж о состоянии тепловых сетей у себя во дворе. И попросил областной Жилгоснадзор повлиять на работу местной Управляющей компании.
Еще недавно вот такая видеоэкскурсия по улице Волкова. А вот новые кадры. На минувшей неделе спустя месяцы обращений - жилищники появились в проблемном дворе ремонтировать теплосети. Вот и не верь после этого в силу народного творчества.
Кигисеппский район. Региональная трасса Р42 Алексеевка Усть-Луга. Специалисты дорожного комитета считают количество трещин и выбоин. Говорят, за полгода дорожный кариес поразил эту трассу больше всего.
Елена Письменникова вед специалист отдела технического надзора за состоянием дорог:
- То, что мы здесь обнаружили, здесь у нас уже критические размеры разрушения и, в принципе, подрядчик должен устранить это сегодня же.
Асфальт здесь положили 4 года назад. Гарантия до осени, самое время предъявить подрядчику претензии. Список недостатков внушительный. До 1 июня их надо исправить.
Николай Блинов – мастер асфальтового участка дорожно-строительной компании:
- Они рассчитывались на меньшие нагрузки, и поэтому то, что делается текущий ремонт, он выдерживает 5-8 лет всё, из-за того, что слабое основание, слабые грунты в области.
Результаты инспекций не утешают. Из 73 километров дорог в районе, только треть оценили положительно. Вроде бы и деньги на ремонт выделяются, и подрядчики проверенные, а, асфальт, все равно долго не держится.
Виктор Гешеле – глава администрации Кингисеппского района:
- Потому что дорожное основание Кингисеппа – это 1968-70 год. Это известковый щебень и старые технологии. 33-38–Это просто выброшенные деньги фрезеровать и класть асфальт. Подрядчик сегодня тоже же понимает, что он за это будет отвечать. Они приезжают на аукцион, и просят нас забуриться, посмотреть основание. И я боюсь, что в определенный момент у нас может возникнуть такая рисковая ситуация, что мы будем бегать за подрядчиком, чтобы они сделали работу.
Недосчитались асфальта и в Тихвине. Ещё недавно казалось - плохих дорог в городской черте больше нет, но итоги обследования шокируют. Дорожное покрытие рассыпается.
В районной администрации не понимают, что происходит. Все дороги проходят экспертизу. Лаборатории ставят подрядчикам оценки. А результата по-прежнему нет. И претензии нередко предъявить тоже некому.
Вера Пастухова – глава администрации Тихвинского района:
- Некоторых подрядчиков и организаций их просто не найти за 5 лет. 54-56 г. Новгород, прошлый год мы их не могли найти, работы выполняли три с половиной года назад в этом году сейчас их первыми вызываем поэтому опять придётся тратить бюджетные деньги чтобы снимать аварийность.
Алексей Спиричев – корреспондент:
- Это кусок региональной автодороги отремонтированной в прошлом году в Выборгском районе, мы решили взять одну из проб, показать ее специалистам, посмотрим как они оценят качество.
Юрий Лазарев - профессор Политехнического университета им. Петра Великого:
- Что здесь очень хорошо, очень хорошо обеспеченна связность слоёв, мы почти не видим разницу между нижним слоем и верхним слоем. Что не очень хорошо. Вот вы видите здесь выбоины, это означает что он не очень хорошо связан с битумом и внутри начинается процесс деградации, который выйдет потом на покрытие в виде неких волн. Но, в общем, неплохой образец.
Долговечность дорог - не только материалы, но и качество укладки. Поставщики смесей даже своих инструкторов посылают, чтобы подрядчики не напортачили.
Андрей Смелов – директор по производству АБЗ:
-Не всегда соблюдается температурный режим. На момент укладки смесь уже остывшая из-за того, что, подрядчик не вовремя начал укладку смеси и она остыла в самосвале. Зачастую, подрядчик может уложить смесь не в соответствии с проектом.
Но в первую очередь, говорят эксперты, нужно менять основание дорог, иначе так и будут власти закатывать деньги в асфальт. Понятно, капитальный ремонт в массовом порядке не позволительная роскошь, но дорожники сегодня предлагают альтернативные методы.
Евгений Шаров – технический директор дорожно-строительной компании:
- Сейчас мы хотим продвинуть новую технологию для Северо-Запада рейсайклинг это восстановление основания. Если оно разрушено и асфальт некуда укладывать, то производится укрепление грунтов, потом укладывается два слоя асфальтобетона и дорога в таком режиме прослужит ещё порядка 25 лет. Технология не новая но в СЗФО она не применялась мы пытаемся объяснить заказчикам что её необходимо применять. Она в разы дешевле, чем капитальный ремонт, в разы быстрее.
Появление новых ГОСТов на материалы и строительство, должно приблизить нас к европейским стандартам. Но рассчитывать, что дорожники, уже завтра начнут класть асфальт на века, не стоит. Пока разберутся в новых нормативах, пройдут обучение, закупят оборудование, а нефтяники начнут производить более клейкий битум, пройдёт не один год. Так что подсчитывать ямы весной, вероятно, ещё долго будет традицией.
Алексей Спиричев, Виктор Туров, Алексей Хюркес, Антон Пашукевич ЛВ