Выборгское время пошло! На Часовой башне после реставрации «ожили» часы
Анастасия Щербакова, корреспондент
Выборгское время пошло. С Часовой башни активно снимают леса, и - главное - сами часы, символ города, наконец - снова отмеряют время.
Бой часов будоражит город. От него уже даже успели отвыкнуть. Последний раз часы били в конце 2015-го. Цифры и стрелки пока ещё прячутся за строительными перекрытиями, но уже заметно - выглядят блестяще.
В сердце башни, на высоте 20 метров от земли, реставраторы вымеряют точность хода. Именно реставраторы - не просто часовщики. И даже не просто реставраторы - Эрмитажные. Именно им специальная госкомиссия доверила восстанавливать часы Выборгской доминанты.
Павел Мукин, генеральный директор реставрационной мастерской
Просто так снять часы и унести - нельзя. Поэтому работают именно реставраторы. Часовщик может следить за часами, смазывать, но он вряд ли сможет восполнить утрату колёс или утраченных механизмов.
Финский механизм 1848 года. Два года назад его полностью разобрали и увезли в Петербург, реанимировать.
Александр Смирнов, заместитель директора Выборгского музея-заповедника
Это не часы современные, которые можно подвести. Это очень сложный механизм. Внутри часов - две гири. Одна весом 30 кг, другая 50 кг, одна - отвечает за раскрутку часового механизма, а вторая - приводит в движение молот, который бьёт по колоколу и отмеряет время. Конечно, они требуют ухода. Они будут отставать или спешить. Шахта 25 метров. Когда она на разной высоте, она по-разному давит.
Среди часовых докторов - ни много ни мало - лауреат государственной премии Олег Зинатулин. Он много лет следил за состояние часов в Мраморном дворце Петербурга. А премию, собственно, получил за знаменитого Эрмитажного павлина.
После той работы часы из Выборга, конечно, не были чем-то сверхъестественным. Справедливости ради надо сказать, что выборгский механизм хоть и был в запущенном состоянии, но работал… как часы.
Олег Зинатулин, реставратор часов и музыкальных механизмов
Они уже 150 лет поработали и ещё поработают. Тут такой слой был засохшего масла, Юрий Леонидович чистил, еле отодрал. Ходовое колесо было сломано. Колесо не в той форме. Тут был человек, который 40 лет смотрел за часами, и человек как умел - так и сделал.
Тот самый пожилой смотритель Выборгских часов ушёл на заслуженный отдых, новым смотрителем станет Иван Першин. Два года назад имя юноши, тогда 11-классника, прогремело на всю страну. Он забрался на уже обнесённую лесами башню и самовольно завел часы. Тогда его вызвали «на ковер» в Выборгский музей-заповедник и… предложили работу. Сейчас юноша учится в Петербурге, на 2-ом курсе института культуры. И по выходным будет приезжать в Выборг, подводить стрелки «старых-новых» часов, чтобы не отставали.
Башню планировали отреставрировать сначала - в 17 году, потом - в 18, и вот теперь уже точно ясно, к маю леса полностью снимут. Ещё один открыточный план Выборга откроется туристическому взору.
Виталий Климов, экскурсовод Выборгского музея-заповедника
Мы делаем сюрприз. Можно подниматься с лета на башню. И увидеть наш город с другого, такого уже непривычного ракурса, с нового ракурса, а не только с башни Олафа.
Для самых нетерпеливых будет, впрочем, ещё один сюрприз. 18 мая - в городе традиционная "Ночь музеев". И Часовая башня тоже включена в перечень открытых площадок.
Анастасия Щербакова, корреспондент
Реставраторы дают гарантию на часы 5 лет. Это, впрочем, не значит, что они будут показывать идеально точное время. Механизм всё-таки исторический, и с современными часами его даже не стоит сравнивать. Часы в Выборге - это всё-таки символ, что время в городе не стоит на месте.
Анастасия Щербакова, Сергей Дедюро, Татьяна Константинова, «Последние Известия», Выборг