Найти

Мастера Петербурга восстанавливают рыцарские доспехи со Смоленских и Ингербургских ворот Гатчины

Спасти от бронзовой «болезни» и сохранить для потомков. Скульптурные композиции, снятые со Смоленских и Ингербургских ворот Гатчины, проходят плановое «лечение» в реставрационных мастерских. 

Екатерина Николаева, корреспондент 
В последний раз эти подлинные доспехи рыцарей жители могли видеть на Ингебургских воротах в январе 2019-го года. Сейчас - в мастерской - они находятся на демонтаже и реставрации. Мне доверили разоружить рыцаря. Вот такой меч весит порядка 20-ти килограммов, он тоже отправляется на расчистку и промывку. Ну, а со скульптур будут сняты копии. Именно они украсят ворота в октябре 2019-го.

Латы, шлемы и мечи, как и саму арматурную основу, повторят в технике художественного литья. Подлинные доспехи, датированные серединой 19-го века, отправят в музей истории Гатчины. Цепляться уже не за что - уверяют специалисты. Можно только сохранить. 

Христина Шумилова, заместитель генерального директора по реставрации объектов культурного наследия 
Здесь присутствует сквозная коррозия черного металла. У нас не стоит здесь задача - сделать их новыми-красивыми, да, они будут стоять в музее и показаны будет как раз вся их история бытования и то, что пережили эти ворота за всю свою долгую историю. Если присутствуют какие-то утраты, то так и останется, просто будет состояние более стабильное.  

С проеденных коррозией щитов уже сняли копии. Скульптор вытачивает из гипса все мельчайшие детали. Готов растительный орнамент и голова Медузы-Горгоны.

Александр Арефкин, скульптор 
Здесь происходит следующее: поскольку металл у нас при отливке дает усадку, нужно увеличить оригинальные модели на полтора-два процента, что здесь и делается. Плюс - ещё доработка пластики.  

Заново отлитые детали соберут, как конструктор и вернут на историческое место при въезде в Гатчину. Похожую процедуру пришлось бы пройти и доспехам со Смоленских ворот, если бы их во время великой Отечественной войны не украли фашисты. Сегодня реставраторы имеют дело уже с латунными копиями советского периода. Поэтому главная задача – смыть 60-летний слой грязи и предупредить окисление металла. Никакой химии – только детское мыло. 

Алексей Метик, реставратор по металлу
-  Мы смываем тот шлам, который образуется
- Сильно они запачкались за многолетнее стояние?
- Безусловно,  поскольку они  стояли в промышленной атмосфере, то они были изрядно загрязнены, вплоть до развития бронзовой болезни. Но здесь ещё не так долго бытовала скульптура на свежем воздухе, чтобы образовывалась эта бронзовая болезнь.

Главными врагами скульптур мастера называют… птиц. Этим доспехам они навредили даже изнутри: фигуры были наполовину заполнены гнездами. В тепле и особой исторической атмосфере полых статуй выросло, видимо, не одно поколение пернатых. Их потомкам поселиться здесь реставраторы уже не оставят шансов. Зато мастера уверены – не только их внуки увидят обновленных рыцарей, но и правнуки. 

Екатерина Николаева, Игорь Шмураков, Антон Пашукевич, «Последние известия», Петербург
 

Лента новостей