Найти

С подачи Минкультуры России на карте Ленинградской области появились «зоны отчуждения»

С подачи Минкультуры России на карте Ленинградской области появились «зоны отчуждения». Новое федеральное постановление наделило охранным статусом гектары земли, при этом их законные владельцы, среди которых десятки многодетных семей, оказались не у дел. 

- У меня трое детей. Мы в безвыходной ситуации. Что делать? Мы ничего не можем. 
- Потому что если что-то сделаем, наши постройки снесут. 

Семь соток в деревне Узигонты Ломоносовского района Ивановы купили четыре года назад. За немалые деньги – больше миллиона рублей. Когда в семье появился третий ребёнок и жить на 14 квадратных метрах стало тесно, решили воспользоваться статусом «многодетные».

Александра Иванова, собственник земельного участка в Ломоносовском районе 
Пошли подавать на субсидию на строительство дома на участке, но получили отказ, потому что наш участок в 2016 году попал в зону культурного наследия «Водоканал Петергоф».

Эльмира Низамова, корреспондент 
Источником проблем для собственников участков стала вот эта неприметная водная артерия, которая по документам - объект культурного наследия федерального значения. Старо-Петергофский канал проложили в начале XVIII века одновременно со строительством Петродворца, чтобы питать знаменитые фонтаны. 
 
С октября 2016 года государством охраняется не только канал, но и территория в радиусе 200 метров от него.

Надежда Кузнецова, собственник земельного участка в Ломоносовском районе  
Нам сказали, что вам никогда не разрешат строиться - ничего, это территория ансамбля. Вы можете только охранять, сохранять ландшафт. Мы остались без квартиры. И эта земля у нас стоит. Идёт налог за неё. 

После принятия поправок в федеральный закон №73 «Об объектах культурного наследия» новые защитные границы появились у всех памятников регионального и федерального значения. 

«На этой территории раньше до 1953 года была кирха – церковь финская, но в 1953 году её снесли. Что мы охраняем на этом пустом месте, я понять не могу».   

В Виллозском поселении, где находятся сразу несколько объектов культурного наследия, в том числе холм Кирхгоф – часть Дудергофских высот, в «зону отчуждения» попала треть населённых пунктов.

Виктор Иванов, глава Виллозского городского поселения
По документам мы не можем делать никакие работы - ни благоустройство, ни строить детские площадки, ни возводить коммуникации. Что делать этим посёлкам? Это примерно 500 жилых домов. Министерство культуры на наши письма и на наши обращения в 2017 и 2018 году ответа не даёт.  

Оказался под «ударом» также известный горнолыжный курорт. По планам областного правительства здесь должны были построить санно-бобслейную трассу и биатлонный центр. Нововведение Минкультуры отправило проект за 13 миллионов рублей в долгий ящик. 

– Чёрная линия – это идёт канал. Вот наш участок. А это установленная зона. 
– Но есть те, кто строиться будут? 
– Да, они успели до 3 октября получить разрешение на строительство, но это буквально несколько участков из этого всего массива. 

Новый закон - воплощение принципа «кто успел, того и тапки». Уже существующие дома и здания сносить не будут. Впрочем, радоваться их владельцам не стоит.   

Надия Спиридонова, заместитель главы администрации Ломоносовского района 
Например, участок, который в собственности у человека уже 30 лет, но там стоял старенький домик. Человек решил перестроить его. На это тоже надо получить разрешение. И сегодня такое разрешение ни районная администрация, ни городские поселения они выдавать не могут. 

Многодетному отцу Андрею Щетко обидно вдвойне - в бюрократический капкан он попал не сам, его туда завели. 17 соток у Старо-Петергофского канала получил по 105 закону. 

Андрею Щетко, собственник земельного участка в Ломоносовском районе 
Я понимаю, можно будет только в футбол здесь играть. 

– Сама-то администрация что говорит? Они вам хоть какие-то гарантии дают - заменить участок? 
– Администрация на данное отвечает следующее, по 105 закону они не имеют право поменять участок, потому что в нем не предусмотрена данная процедура. И мы можем решить вопрос только через суд, по постановлению суда. 

Эта ситуация одна из немногих, когда чиновники на местах оказались с жителями в одном «лагере» – заложников обстоятельств. 

Надия Спиридонова, заместитель главы администрации Ломоносовского района 
Ждём, каким образом область предложит механизм возврата, постановки на очередь и получения нового участка. Но сложность ещё и в том, что в том же Низинском поселении найти участок сложно. 

Парадокс и в том, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости «гектары преткновения» чисты от обременений, а это повод для мошенничества. Оформлять проекты зон охраны памятников будут ещё четыре года. 

Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области 
Минкульт просто своим решением установил вот именно такие охранные зоны. Почему тогда не 500 метров, взяли бы тогда километр сразу установили - чего мелочиться-то? Собирайте доверенности, я готов своих юристов подключить. Значит, пойдём в суд. 

Создать судебный прецедент сегодня единственный выход. Сколько времени займут тяжбы, просчитать невозможно. Через два года старшей дочери Андрея исполнится 18. Если к этому моменту на пустыре не вырастут стены, вместе со статусом многодетной семьи исчезнет и земля.     

Эльмира Низамова, Константин Верёвкин, Антон Пашукевич, «Последние известия», Ломоносовский район    

Лента новостей