О непобедимом характере осажденного города рассказывают документы-артефакты
В Кировске в музее «Прорыв блокады Ленинграда» открылась выставка, рассказывающая о непобедимом характере осажденного города. Экспозиция «Непокорённый», повествует, чем жил город на Неве и его героические жители все 900 дней блокады.
"Вот она картина например 44-го года, подлинная, это сороковые годы, тушь".
Среди художественных полотен современных и блокадных художников есть особенный экспонат. Сатирические иллюстрации в виде колоды игральных карт авторства Ивана Харкевича. Были созданы в 43-ем, но до тиража дело так и не дошло из-за прорыва осады. Карты с шаржами на фюрера и его соратников должны были стать листовками с предложением сдаться для распространения среди немецких солдат. То есть - люди в окруженном городе, не то чтобы не боялись врага, они были всегда уверены в своей победе.
Екатерина Пылёва, главный хранитель музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»
С различными надписями на немецком языке с использованием окопного сленга и фольклора немцев. И эти карты могли быть листовкой-пропуском немецкому солдату переходящему на нашу сторону.
В фонде музея есть и подшивки газеты "Ленинский путь". Январские номера 1944 года каждый день информировали о продвижении освободительной операции. Примерно через две недели после ее начала, жители Ленинграда прочли в прессе самые ожидаемые новости с фронта.
Екатерина Пылёва, главный хранитель музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»
Старались упоминать различные подвиги, чтобы народ знал своих героев и, конечно же, были статьи на поддержание боевого духа. Приказы главнокомандующим Ленинградского, Волховского фронтов, главнокомандующему Мерецкову озвучены наши победы. И самое, наверное, известное событие – это Ленинградский салют.
Александра Фарафонова, старший научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»
Здесь хранятся сделанные немного позже по свидетельским показаниям очевидцев, два плана. Это планы парка и Гатчинского дворца, на которых указано, что же здесь было с 41-го по 44-ый годы, когда здесь не было музейных сотрудников.
Документы о том, как в годы оккупации города немцы обживали Большой Гатчинский дворец, хранят в местном музее-заповеднике. Сегодня никто не знает, кому именно пришла мысль создать чертежи, на которых указано, где вражеские солдаты принимали пищу, а где хранили боеприпасы.
Александра Фарафонова, старший научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»
И первые сотрудники, которые оказались здесь уже в двадцатых числах, уже после взятия города, они даже сохранили вот такой любопытный материал. Сняли табличку, которая висела на Арсенальном каре о том, что сюда запрещен вход и здесь находился склад как раз.
Описывать события страшных военных лет не перестают и сегодня. Участник боев по прорыву блокады Ленинграда Николай Петрович Колбасов вместе с сыном художником в эти дни готовятся к презентации свежеизданной книги-воспоминаний фронтовика.
"Вот эту карточку надо обязательно. Это мы здесь с Володей Труновым разыгрывали сценку".
Рукопись о 31-ом Отдельном Гвардейском Красносельском Краснознамённом орденов Александра Невского и Суворова тяжелом танковом полке, где Николай Петрович служил начальником радиостанции, ветеран закончил примерно двадцать лет назад. Издавать свой труд он не хотел, хотя родные и близкие настаивали на этом. Когда фронтовика всё же убедили - нашлись спонсоры, а сын Владимир сделал иллюстрации для обложки военных мемуаров. Вместо танкового сражения на ней появился уезжающий вдаль по дороге передвижной дом солдат полка. В книге Николай Петрович его вспоминает часто.
Николай Колбасов, участник освобождения Ленинграда от блокады
Эмка. Полуторка. И мы построили вот этот фургончик. В этой машине мы прошли все фронтовые дороги и по Ленинградской области, и по Эстонии, и по Карельскому перешейку, и закончили в Курляндии, где добивали окруженных фашистов.
Для фронтовика и его семьи эта книга стала удивительным историческим исследованием. Архивные материалы о танковом полке искали по всей стране.
Владимир Колбасов, сын Н. П. Колбасова
Вдруг оказалось, что никакой информации об этом полку вообще нет. Потому что он не подчинялся какой-то армии, какому-то военачальнику, он подчинялся всему фронту. Его кидали и сюда, и туда, и в итоге получается - такой тяжело танковый полк-призрак.
Исторические факты с сухими данными в книге ветерана перемешались с беспощадными для читателя деталями боев и фронтового быта. Это на бумаге, а в беседе об ужасах войны Николай Петрович старается не говорить. Даже о Великой Отечественной ему кажется правильным хранить в голове только положительные воспоминания.
Николай Колбасов, участник освобождения Ленинграда от блокады
Танкистам не дружить нельзя, потому что в случае чего могут и бросить в танке, и не помогут. Все были один за одного, дружно было, так что вспоминается только хорошее.
Александр Иванов. Константин Корнеенков. Константин Веревкин. Антон Пашукевич. Последние известия.
Поделиться статьей: