Найти

Живой экспонат «Зелёного пояса Славы», старый вяз, планируют вырастить заново в лаборатории

Живой экспонат «Зелёного пояса Славы» - погибающий старый вяз, который растет у музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» и который, как известно, пережил ожесточённые бои на Неве, планируют вырастить заново в лабораторных условиях. 
 
Евгения Мельчакова, инженер лаборатории мониторинга состояния лесных генетических ресурсов Центра защиты леса
Поскольку эти деревья имеют историко-культурное значение, мы решили помочь, чем сможем. 
 
Еще летом учёные проверили здоровье вековых деревьев, которые хоть и пострадали от снарядов войны, но дожили до сегодняшних дней. Вердикт стал неутешительным – липа оказалась не так безнадёжна, хотя в этом году уже и не цвела, а вот судьба вяза насторожила лесопотологов. Диагноз – голландская болезнь. Даже неспециалист может увидеть – верхушка у дерева засыхает, листья очень быстро желтеют и осыпаются. Дальше, говорят, будет хуже. Чтобы попробовать в лабораторных условиях вырастить точно такое же дерево и научным методом сохранить живой экспонат, специалисты Центра защиты леса Ленинградской области еще раз приехали к музею.
 
Евгения Мельчакова, инженер лаборатории мониторинга состояния лесных генетических ресурсов Центра защиты леса
Если впоследствии по какой-то причине мы потеряем образцы, они, допустим, неправильно высохнут, загниют, чтобы у нас был материал. 
 
Веточки с листьями герметично упаковали и отправили в лабораторию. Здесь первым делом специалисты определили ДНК «зелёного» ветерана. Говорят, такое исследование крайне необходимо, чтобы потом сравнить – деревце, которое в результате получится, будет точь-в-точь таким, или гибридом. 
 
Маленькая почка старинного вяза под острым скальпелем в руках специалиста слой за слоем освобождается от чешуек. Для работы нужна самая сердцевина, в ней все полезные вещества для роста, а до неё ещё надо добраться, убрать всю пыль, грязь, частички больных клеток. 
 
"Я сейчас я обеззараживаю поверхность 96% медицинским спиртом".
 
После нескольких промываний, сначала в спирте, потом в дистиллированной воде, сердцевину почки высаживают в питательную средУ, в которой она проведет минимум две недели. 
 
Татьяна Фомин, инженер лаборатории мониторинга состояния лесных генетических ресурсов Центра защиты леса
Питательная среда Мурасиге-Скуга, которая содержит необходимые антибиотики, чтобы окончательно избавиться от спор грибов, в том числе и от голландской болезни. 
 
Если приживётся, процесс повторят, только уже с добавлением гормонов роста, затем гормонов корнеообразования. Процедура выращивания дерева в лабораторных условиях, да еще и с тем же генетическим кодом, как и старинный вяз – кропотливая и небыстрая. Когда у учёных получатся побеги с листиками, их пересадят в контейнеры с почвой. Крепнуть и приживаться они будут уже в теплицах. И только после этого их отпустят в природу. И то, при особых условиях. На своё родное место, к музею, фактически воссозданные вязы смогут вернуться только после карантина, не раньше чем через пять лет. Территорию должны тщательно подготовить, обработать почву, чтобы не заразить здоровые деревья. Только после этого старые новые «зелёные» экспонаты смогут вновь развернуть свои кроны над памятным местом.
 
Марина Чалапко, Алина Гараева, Кирилл Титов, Вадим Корнеенков, «Последние известия», Кировский район

Лента новостей