В Ленобласти грибники случайно нашли обломки советского истребителя
Обломки советского истребителя времен Великой Отечественной обнаружили поисковики в Ломоносовском районе.
До ближайшего населенного пункта - около 8 километров. Воронка с обломками боевой машины находится глубоко в лесу. За годы ее заполнила вода и теперь она ничем не отличается от обычного лесного водоема.
Нашли благодаря грибникам, которые на нас вышли через социальные сети. Обратились, сказали, что видели в лесу предмет похожий на фюзеляж самолета. Мы с ними связались. Они приехали показали место. Долго искали, но тем не менее нашли.
Виктор Соболев, руководитель отряда специального поиска "Крылья Родины"
Обследование воронки показало - на дне много металла. На краю - под небольшим слоем грунта - также обнаружились детали самолета. По ним специалисты определили - здесь разбился истребитель Як-9. В поисковой экспедиции участвовало сразу несколько отрядов - поэтому работа продвигалась быстро.
Из-за большой площади разброса обломков самолета нами было принято решение о привлечении на подъем самолета молодежных поисковых отрядов. Результат оправдал ожидания, потому что еще до откачки воды из воронки - молодежь нашла мотор, отмыла его и уже был найден номер самолета.
Кристина Соболева, начальник отдела поисковой работы центра патриотического воспитания "Дзержинец"
- Первая цифра - год выпуска.
- Три.
- Да, сорок третий. Вторая цифра - квартал выпуска. Это тоже тройка, тут коррозия, но она также пробита. Пять - это тип мотора, это М-105. Единичка перевернутая - это дефис, ну, и собственно номер - двадцать два сорок семь.
Номера самолета - своеобразный паспорт машины. По нему историки быстро выяснили судьбу машины и ее пилота. Оказалось, найденный Як-9 принадлежал Краснознаменному Балтийскому флоту. Машина была потеряна в результате авиакатастрофы - летчик пропал без вести.
Это самолет разбившийся в катастрофе 28 февраля 1944 года. Был учебный воздушный бой. После нескольких фигур высшего пилотажа вошли в пикирование. Ведущий - лейтенант Дорохов на высоте 2 километра самолет из пикирования вывел, а ведомый - младший лейтенант Бувин начал разрушаться в воздухе из-за превышения скорости и упал в лес.
Константин Тарасов, специалист по архивной работе отряда специального поиска "Крылья Родины"
Когда работа близилась к концу - стало понятно, что останков летчика среди обломков нет. Оказалось, нынешние исследователи - не первые кто нашел место падения. Еще спустя 30 лет после войны, место падения нашли первые поисковики - тогда их называли "красные следопыты".
В 1974 году местные пионеры случайно натолкнулись в лесу на место падения самолета. Позвали военных из воинской части ближайшей. Обломки самолета были подняты и останки летчика были похоронены 24 марта 1974 года на кладбище Борки - кладбище летчиков ВМС КБФ.
Константин Тарасов, специалист по архивной работе отряда специального поиска "Крылья Родины"
Сейчас историки пытаются найти участников или очевидцев поисковых работ 1974 года. В советское время такие мероприятия не были системными. Известно, что тогда событию была посвящена небольшая заметка в газете "Страж Балтики". Однако найти ее подлинник поисковикам пока не удалось.
Игорь Андрусенко, Олег Белоконь, Игорь Изотов, "Последние известия", Ломоносовский район