Найти

Какие тайны скрывает затонувший триста лет назад на Финском заливе «Архангел Рафаил»?

Балтийское море полно тайн и сокровищ — об этом свидетельствует археологические открытия водолазов-исследователей Русского Географического общества, длящиеся не один год.

Что смогли поднять археологи с затонувшего триста лет назад в Финском заливе на территории нынешней Ленинградской области судна "Архангел Рафаил", как сохранять артефакты, пролежавшие столетия в воде и появится ли у нас музей подводной археологии, об этом расскажет исполнительный директор Центра подводных исследований РГО, пилот обитаемого подводного аппарата, водолаз-исследователь Сергей Фокин. 

НЛО: Чем занимается Центр подводных исследований Русского географического общества?

С.Ф.: Центр был создан почти 5 лет назад специально для объединения усилий всех энтузиастов в рамках подводных исследований и для консолидации всех ресурсов. В общем, стал неким таким подводным ведомством от лица Русского географического общества.  С этой задачей, я считаю, мы справляемся, проводим большое количество экспедиций. Мы разрабатываем методические документы и снаряжения, участвуем в разработке нашего отечественного обитаемого подводного аппарата.

НЛО: Но самое главное, вы обнаруживаете затопленные корабли и их сокровища. 

С.Ф.: Конечно. 

НЛО: Но объекты вы ищете по какой-то наводке?

С.Ф.: Во-первых, по архивным данным, если мы говорим про исторические объекты. Причём в российских архивах и за границей. Дальше, когда мы понимаем примерно район, выдвигаемся туда с поисковым оборудованием. Безусловно, мы стараемся как-то структурировать свою работу, исходя из текущих задач. Например, в 2020 году у нас 75 лет Великой Победы. И, естественно, мы в свой план включили работы на ряде объектов наследия Великой Отечественной войны. Дальше в 2022 году у нас будет юбилей со дня рождения государя Петра I, основателя Петербурга. Поэтому как раз эти три года мы тоже активно будем изучать подводное наследие петровской эпохи. Один из таких самых, наверное, известных наших объектов той эпохи, это "Архангел Рафаил", затонувший в 1724 году. Судно затонуло недалеко от мыса Стирсудден, это ныне Выборгский район около посёлка Озерки

НЛО: А на какой глубине сейчас лежит судно?

С.Ф.: Глубина ерундовая, глубина - грунт 12 метров, а работаем мы на 14 метрах. Но дело в том, что судно "замыто" полностью в грунт, поэтому мы, по сути, достигли дна и начали копать. И, чтобы было понятно, этот корабль порядка 20 метров. Мы пока раскопали 11 за всё это время. Ну, метр, полтора, два может быть, если сильно повезёт, в сезон получается раскапывать. Это не земснаряд, всё-таки это ручная работа. Мы раскапываем так, чтобы не повредить найденные артефакты, чтобы их аккуратно достать и не повредить.

НЛО: А как там в темной воде увидеть-то эти артефакты?

С.Ф.: Практически на ощупь. Весёлая, полная приключений работа водолаза заключается в том, что он сидит с таким огромным пылесосом в руке. И медленно мастерочком, подсвечивая себе фонариком, подталкивает ил. Он начинает уходить в пылесос и какие-то вещи обнаруживаются. И их водолаз аккуратненько откладывает в сторону.

НЛО: В 2019-м  году  был обнаружен старинный Псалтырь.

С.Ф.: Да.

НЛО: Как его обнаружили? Как его нашли?

С.Ф.: У нас самые интересные находки обнаруживаются совершенно случайно. Его нашел наш руководитель работ Игорь Валерьевич. Он просто смотрит - какая-то штука. То есть, у нас под водой первая каталогизация идёт: "какая-то штука" и "ерунда". "О, какая-то штука, потом разберёмся", - говорит водолаз, и как правило, кладет в корзиночку. А потом уже на поверхности мы с широко открытыми глазами изучаем, что же он поднял. Вот до Псалтыря в прошлом году мы обнаружили Библию, несколько книжечек Библии на немецком языке. Наш водолаз вначале подумал, что он кирпич нашел. То есть, такой глиняный кубик, взял, а как только сбили глину, ил и так далее, оказалось, что это уникальная находка государственного масштаба. С  Псалтырем было нечто подобное. 

НЛО: Как вещи могли сохраниться, пролежав столько лет под водой? 

С.Ф.: Балтийское море само по себе не очень соленое, по сравнению с теми же южными морями, достаточно темное, с малым количеством кислорода, холодное. И за счёт наноса с Невы у нас очень высокая степень заиливания. И поэтому все вещи, которые там оказались, если их некоторое время не трогать, начинают обрастать таким защитным саркофагом и сохраняются просто идеально. Но есть большой минус: вода в Балтике сильно осложняет жизнь исследователю. Одно дело опускаться в каком-то Средиземном море, где всё хорошо видно, тепло, светло и можно там до 60 метров работать без фонаря. А здесь мы опускаемся на 10 метров и всё, там вечная ночь, видим только то, что высвечивает наш фонарь. Мы работали в районе острова Гогланд около судна, английского кеча, который мы у себя называем "посудник". Это были самые глубоководные археологические системные раскопки, вообще, насколько мне известно, в истории нашего государства, на глубине 60 метров. Когда мы там начинали именно копать, то, в принципе, водолазы, работающие в паре, друг друга не видели.

НЛО: А почему "посудником" называете этот английский корабль?

С.Ф.: Судно шло в Санкт-Петербург, скорее всего, это была одна из первых торговых поставок после окончания Крымской войны. Груз на судне оказался очень разнотипным. Вся палуба,- почему он "посудник", - уставлена клетями с посудой. При крушении, естественно, все эти клети рассыпались, и сейчас судно практически ровным слоем покрыто посудой. Это фаянс английских фирм "Davenport" и "Ise&Wilkinson", существовавших во второй половине XIX века, а в трюме, в который нам удалось проникнуть в этом году,- собственно, чем мы сильно гордимся, это и были те самые археологические раскопки, - там, во-первых, стеклянная посуда в одном ящике была, во втором ящике были тканевые изделия. 

НЛО: А выставки вы проводите, прежде чем передавать находки в музеи? 

С.Ф.: Конечно. У нас по закону есть срок 3 года, в который мы артефакты должны изучить, подготовить, законсервировать, отреставрировать. И в эти 3 года мы вольны делать выставки. И в позапрошлом году у нас была замечательная  выставка под названием "Три века под водой". Это как раз выставка предметов, поднятых с судна "Архангел Рафаил". Самым таким масштабным событием выставки было ее позиционирование в Серебряных кладовых Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. И выставка получилась, скажем объективно, успешной.

НЛО: А с Правительством Ленобласти сотрудничаете?

С.Ф.: Конечно. Во-первых, часть найденных объектов с помощью правительства области мы поставил на учет в реестр вновь выявленных объектов. То есть, теперь они хоть какой-то охране подлежат. Это огромный шаг навстречу от правительства области, потому что, вообще-то говоря, территория Финского залива - это не их территория, это Федеральная территория. Но они взяли на себя ответственность, что это наследие Ленинградской области, давайте мы будем его учитывать, давайте мы будем его охранять.

Над подкастами работали: Наталья Костицина, Кирилл Манжула, Анна Шаповалова.

Лента новостей