Найти

Эксперты рассказали, как увлечь ребенка чтением книг

  1. 1. Как родителям увлечь ребенка чтением?

Как родителям увлечь ребенка чтением? Какие книги выбирать? Об этом ведущим подкаста «Недетский лепет о… или НЛО» Наталье Костициной и Кириллу Манжула рассказала главный библиотекарь Ленинградской Областной детской библиотеки Людмила Степанова.

НЛО: Сейчас море современной литературы для детей разного возраста. Как из этой массы выбрать? Как не столкнуться с тем, что вы называете "литературой, которую нужно выбрасывать"?

Л.С.: Вы коснулись самой сложной проблемы, которая является частью современной культуры взрослого, а именно, развития отношения к детской книге и детскому чтению. К примеру, есть в вашем семейном воспитании несколько ценностей и одна из них - ваша культура отношения к детскому чтению. Не знание того, что давать читать, а именно культура отношения к детскому чтению.

НЛО: Поясните.

Л.С.: Кирилл подарил замечательную идею, сказав о том, как он создает сценарий чтения для своего сына. Это очень правильно. При этом нужно учитывать и сценарий, который есть у современного ребенка. У нас у взрослых есть свой читательский опыт, своя система представлений о нормах, правилах, ценностях литературы. У нас опыт. Мы им дорожим с вами? Дорожим. Это наши воспоминания детства? Наши воспоминания детства. Но это не должно быть обязательным панцирем для вашего ребенка, которым вы его защищаете от окружающего мира. То есть, ваш опыт чтения и ваш круг чтения - это предмет диалога, а не предмет обозначения, что читать вашему ребенку.

НЛО: "Два капитана" Вениамина Каверина из нашего детства стоит современному ребенку читать?

Л.С.: Да. Если вы не будете говорить: "Ах, какая идеальная книга! Ты обязательно это должен прочитать!", а между прочим оброните: "Боже, как же я ревела над этими страницами. Так интересно, почему эти страницы были, ну, душераздирающими?", - и замолчите, сделаете паузу. И этого вполне достаточно. "А здесь, - говорите вы будто в сторону, - я впервые поняла, что такое долг. Вот именно поняла характер мужчины". И опять точка. А не: "Иди, бери, если это ты не прочитаешь, ты ничего не узнаешь".

НЛО: Иными словами, увлечь и заманить.

Л.С.: Не только. У современных подростков есть ещё один мотив чтения: для них чрезвычайно важно понять, что из себя представляют взрослые. Они нас сканируют, считывают, а возможностей понять нас у них нет. Мы как ускользающая реальность. Во-первых, мы не даем им себя рассмотреть, мы постоянно суетимся, кричим, говорим, понукаем и чего-то им там рассказываем. А им хочется рассмотреть и понять, что чувствуют взрослые, как человек это пережил, кто он такой, современной взрослый. И этот интерес открывает возможность понять, а как вы возникли? Вы же не сразу стали таким умным и гениальным, с успехом в карьере и всё знающим диктатором детской жизни, вы же откуда-то произошли? От каких-то детских слез, обид и огорчений это произошло. Обратите внимание в связи с этим на программную, я бы сказала, книгу этого лета- комикс удивительно содержательный и невероятно головокружительный "Пссст! Кто я?". Автор Аннетте Херцог,

НЛО: Это переводная книга?

Л.С.: Да. В чём замечательность этой книги? Она взрослому обнаруживает путь ребёнка, его собственный путь, собственный опыт взгляда на мир, который он видит. Не тот, в котором ему говорят: "Вот так смотри!", - в этой такой диктаторской педагогике, - мы же всё знаем за ребёнка, как он должен говорить, как смотреть. А эта книга открывает нам мир, который видит ребёнок, и как он видит мир, что с ним происходит.

НЛО: Так это книга для взрослых или для детей?

Л.С.: Вот мы и сказали о главной части культуры отношения к детскому чтению : вы должны обязательно читать эти книги совместно.

НЛО: Это единственный способ выбрать правильную книгу, получается?

Л.С.: Не надо читать весь поток. Нужно читать ту книгу, которая действительно является таким и новым жанром, и видом литературы, и открывает новую тему. Еще одна книга, о которой я хотела бы сказать, это книга украинского писателя Юрия Никитинского "Вовка, который оседлал бомбу". Эта книга -сокровенное послание всем нам, и подросткам, и родителям, о том, в каком мире мы живем. В мире, который сворачивается в такую точку боли, трагедии и войны - это, с одной стороны, и мире, который включает огромное пространство, которое создают современные дети. И в этом огромном пространстве они прокладывают свои вертикали вверх, понимание в каком мире, среди каких взрослых они живут. И в этом отношении современная детская литература дает нам возможность принятия детского опыта и понимания того, какой опыт нужен ребёнку. Знаете, какую надо книгу выбрать? Один из вариантов: сосредоточившись прежде всего на себе, ответить на один вопрос: а чем, собственно, великолепен и интересен мне собственный ребёнок? Что я о нём хочу узнать? Чем он мне интересен?

НЛО: А существуют какие-нибудь списки литературы, которым могут доверять дети и их родители?

Л.С.: Я несу ответственность только за один список, который мы создали за последние годы, там более 130-ти книг. Он называется: "Нравится детям Ленинградской области". Я знаю, откуда появляется этот список, что в него входит, поскольку каждая книга пережита читателями детских библиотек и сами дети выбрали эти книги. Вот я отвечаю за качество этого списка.

НЛО: А где этот список можно найти?

Л.С.: В поисковой системе набрать "Нравится детям Ленинградской области"

Лента новостей