Поэт и токарь

Поэт и токарь

22 апреля 2015 года, 16:02

В Год литературы в России нужно чествовать не только писателей и поэтов. Особый поклон заслуживают верные читатели, беззаветно любящие книгу.

Сегодня всем известен музей «Дом станционного смотрителя» в Выре. По нему, как по старым верстовым столбам, можно отмерять расстояние от Санкт-Петербурга и Гатчины. Только если на столбе обозначено «69 верст», сегодня мегаполис шагнул далеко вперед от его границ до Выры ровно 60 километров. От Гатчины – 26…

Тут действительно несколько веков располагалась почтовая станция, через которую проехали сотни тысяч, если не миллионы человек. Александр Пушкин проследовал через Выру по своим делам или «по казенной надобности» не менее 13 раз.

Но в 1960-е это были всего лишь два разрушающиеся здания – бывший сельский дом культуры и склад. Для образцового советского поселка – бельмо в глазу. И их решили снести… И снесли бы, если бы не наш великий поэт.

Собственно, Александру Сергеевичу музей во многом и обязан своему появлению. А точнее – грустной повести «Станционный смотритель» о печальной судьбе Самсона Вырина, чья дочка Дуняша бежала с проезжавшим гусаром Минским...

А дело обстояло так. В Выре отдыхал ленинградский токарь Иван Дмитриевич Ларин. Он обратил внимание на необычные для поселка строения. Начал расспрашивать местных. Ему поведали, что когда-то в них находилась почтовая станция. А заодно сказали, что скоро их снесут.

«А не та ли это почтовая станция?!.», - мелькнула догадка в голове рабочего человека, который не в пример многим нынешним специалистам с высшим образованием по-настоящему любил родную литературу и много читал.

И простой токарь, ужаснувшись возможности потерять эти уникальные здания навсегда, стал добиваться того, чтобы на этом месте открыли музей. Его футболили. Успокаивали, что в городе и области музеев достаточно. Заверяли, что ветхие дома в Выре не представляют никакой исторической ценности… Тогда Иван Дмитриевич использовал последний аргумент. Он заявил, что это именно то место, где произошли события пушкинской повести.

- Обратите внимание на фамилию главного героя – Вырин, ясное дело, перекличка с названием деревни, где находилась станция. А проезжающий ротмистр – Минский – еще одна подсказка Пушкина, белорусский тракт ведет, в том числе, к Минску, – горячо убеждал Иван Дмитриевич.

На слово ему не поверили. Подключились историки и пушкиноведы. Подняли архивы, изучили документы. В итоге пришли к выводу: «А ведь токарь прав!»

Денег на создание музея не было. Тогда Ларин приехал в село к председателю колхоза Павлу Семеновичу Терещенко. Тот обещал свое содействие.

Рабочий выступил на собрании Ленинградского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников, сказал, что он и его товарищи «готовы личным трудом помочь восстановлению дорогих сердцу домиков».

Иван Дмитриевич трудился в Государственном оптическом институте. В столярной мастерской его предприятия сделали окна и двери. Сделали не за деньги, а во время специально организованного субботника. На кирпичном заводе в выходной день изготовили кирпич для восстановления домов.

На субботниках на разных заводах и фабриках рабочие Ленинграда заработали и передали будущему музею 300 рублей – сумма по тем временам немалая.

Имя Пушкина оказалось настолько священным для тысяч людей, что они откликнулись и готовы были оказать любую помощь, чтобы поддержать инициативу токаря.

Ларин бросил клич населению оказать содействие в сборе старинных вещей, что у кого осталось. Мало-помалу дело двинулось с мертвой точки.

Позже к инициативе токаря подключились и власти. Кроме двух домов, восстановили и остальные постройки вокруг. Когда провели очистку территории, под культурным слоем, обнаружили выложенную булыжником площадку – так смогли определить размеры станции. А экспозицию подбирали буквально по пушкинским описаниям. На страницах повести оказалось достаточно информации, чтобы восстановить интерьеры с мельчайшими подробностями.

Так в Ленинградской области появился первый в СССР музей, посвященный литературному герою.

По музею можно бродить с пушкинским томиком, на каждом шагу отыскивая нужные цитаты. Вот герой повести приехал на станцию. Он промок под ливнем, неожиданно заставшим его в дороге в жаркий весенний день. Его первое желание – переодеться и испить горячего чаю. Станционный смотритель распорядился поставить самовар:

«Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына…Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах».

Сегодня в музее можно увидеть и кровать с занавеской, и сюртук с медалями, и картинки на стене, изображающие историю блудного сына...

Музей открыли в октябре 1972 года. Первоначально в коллекции насчитывалось всего 72 экспоната. Сейчас их – тысячи. И сотрудники гордятся тем, что в музее нет ни одной купленной вещи, все собрано жителями, энтузиастами, поклонниками творчества Александра Сергеевича. Это по-настоящему народный музей.

К сожалению, Ивана Дмитриева сегодня уже нет с нами. Но он воистину создал себе памятник нерукотворный. И сегодня справедливо будет поклониться этому удивительному человеку, который просто преданный читатель. Но способный зажечь сердца тысяч людей. А разве вы, побывав в Выре, не захотели еще раз перечитать пушкинскую повесть?

Анатолий Аграфенин