Киришские хитросплетения: как по детским рисункам мастерицы создают ангелов из кружева
А в Киришах к Рождеству и Крещению создавали ангелов. Рождались они по детским рисункам из кружева. Что такое коклюшки и прочие тайны киришского хитросплетения, узнавала Дарина Жежелева.
Больше всего о тайнах старинного кружева знают в Киришском музее. Рассказывают, по легенде, 200 лет назад сюда из Вологды приехали мастера строить храмы. А их жены научили местных плести кружево – знаменитое, вологодское. Но с годами киришские умелицы выработали свою, уникальную технику. Могли даже плести не по рисунку, так называемому «сколку», а придумывая узор в процессе. Это высшее мастерство. Есть и другие секреты.
Нина Шаркова, кружевница
Только киришские плели с поворотом так называемым. Ни в Вологде – я спрашивала специально, умеют ли они – они этого не умеют. Только в Киришах эта особенность – плетение уже по сплетенной половине.
Нина Шаркова в детстве училась плетению у матери подруги. А последние три года ходит в кружок в поселке Глажево и ездит на мастер-классы в Вологду. В создании кружева она видит не только искусство, но и пользу для здоровья.
Нина Шаркова, кружевница
Я врач-невролог. Я даже с этой точки зрения оцениваю это увлечение. Это мелкая моторика. Это координация движений. Это даже умственная нагрузка, потому что это внимательность.
Работы Нины Шарковой уже есть на выставке в местном Доме юношеского творчества. Здесь традицию не только берегут, но и возрождают. Молодое поколение занимается в кружке. Причем, девочки выплетают достаточно сложные и масштабные работы. А старинные узоры – «сколки» – преподаватели дома творчества собирают в отдельном альбоме.
Последний конкурс по кружевоплетению закончился совсем недавно. Для него мастерицы выплетали работы по идеям детских рисунков. Школьники изображали своё видение рождественского ангела, а с помощью коклюшек он позже превращался в тонкую ажурную игрушку.
Но, несмотря на всю эту работу, кружевоплетение постепенно забывается. И занимаются им немногие. В самих Киришах нет центра, где могли бы обучаться взрослые. А детям не хватает усидчивости. К тому же, такая трудоемкая работа сейчас может быть только хобби. На одно кружевное платье, например, уходит полгода. А продать его почти невозможно.
Татьяна Ершова, заведующая отделом ИЗО и ДПИ Дворца детского и юношеского творчества г. Кириши
Не все понимают, какой это труд. Висит, например, на ярмарке платье. Очень красивое. Спрашивают, сколько стоит? 70 тысяч. Говорят – ой, всё. А на самом деле – это 90 рублей в час. Это минимальная зарплата для любой профессии.
О том же нам рассказывает Евгения Махова, потомственная кружевница. Плела ее бабушка, мама. Тогда в Киришах был цех, куда за деньги принимали изделия. Но в девяностые он закрылся. Евгения плетет до сих пор. Утром провожает внуков в садик и садится за коклюшки. Но все работы идут на подарки. И только малая часть отправляется в магазин в Петербурге.
Евгения Махова, потомственная кружевница
Немного. Тысяч десять в год. Разве это деньги – так... Честно говорю, Десять. Кириши на отшибе, если бы я жила в городе, я, конечно, больше бы нашла заказчиков, там народ ходит в театры, ценят хорошие вещи.
Впрочем, киришские мастерицы уже давно и не надеются на возможность заработать любимым трудом. И мечтают, чтобы хотя бы старинная традиция кружевоплетения не была забыта.