Найти

В МЧС по Ленобласти поступило полторы тысячи заявок об опасных находках

Наш журналист всю минувшую неделю с поисковиками провела в лесах и болотах. Там десятки мин и снарядов – до сих пор почти на поверхности. В МЧС нам сообщили – в этом году полторы тысячи заявок от жителей об опасных находках. Почему саперов ждать приходится долго - Дарина Жежелева.

Такой вот парадокс: боеприпасы в лесу есть, они опасны. А вот уничтожать их никто не спешит. 
 
Илья Дюринский, руководитель поискового объединения «Северо-Запад»
По закону мы должны позвонить в милицию, милиционеры должны приехать и охранять этот снаряд посреди леса до тех пор, пока не приедут саперы. Но они могут неделями ждать, пока у них освободится время. А такие снаряды попадаются несколько раз в день каждому поисковику, который ходит с металлоискателем.  И поисковики по требованиям безопасности не могут их сносить в лагерь, куда-то вывозить.
 
Компромисс искали долго. Негласно договорились – поисковики запоминают места, где обнаружили снаряды, и раз в год, весной, вызывают специалистов, чтобы они забрали все сразу. По статистике только в этом году уничтожено более 10 тысяч боеприпасов. Больше всего заявок из Кировского района.
 
Дарина Жежелева, корреспондент
Сразу после войны в Ленинградской области проходила зачистка местности, но тогда техника позволяла обнаруживать снаряды только на глубине до полуметра. Современные приборы «видят» до 6 метров под землей. Кроме того, из-за сезонного замерзания и оттаивания земли снаряды просто постепенно выталкиваются на поверхность с глубины.
 
Отходим с металлоискателем на несколько метров от дороги. Здесь болото. Во время войны тут располагались немецкие позиции. Обнаруживаем 15 немецких минометных мин и патроны. В болоте все сохранилось идеально – даже краска цела. Поисковики  знают, что можно трогать, а что нет. Эти мины будут опасны, только если их нагреть или ударить. После осмотра Илья Дюринский прячет находку обратно в болото. Она тоже будет ждать весны. 
 
Илья Дюринский, руководитель поискового объединения «Северо-Запад»
Если мы сейчас кому-то позвоним, саперы неизвестно, когда приедут. А сотрудники полиции вынуждены будут эту кучу посреди леса охранять неизвестно сколько дней.
 
Дарина Жежелева, корреспондент
Боеприпасы времен Великой Отечественной находят не только в лесу, но и на берегах водоемов. Вот, например, река Волхов. За последние два года она сильно обмелела, и люди специально приходят сюда, чтобы найти что-то интересное. И, временами, находят. Только вот эти предметы не всегда безопасны. Обломки снарядов местная служба МЧС собирает здесь, в особой экспозиции – в память о войне, и как напоминание – даже в мирное время нужно быть осторожными.

Мы в Киришах. Только в этом году здесь обезвредили 70 снарядов времен войны. Один из них на берегу реки  нашел школьник. 

Вячеслав Околодько, начальник управления по защите населения от чрезвычайных ситуаций г. Кириши
Мальчик принес домой. Мама обратилась в УВД нашего Киришского городского поселения, а они обратились к нам в управление по защите населения. Вызвали специалиста, сделали вывод по этому снаряду – он был взрывоопасен.
 
На находки в городе специалисты реагируют оперативно. Но, если найденный снаряд находится более чем в ста километрах от Петербурга, специалисты могут приехать в течение трех дней. Такой норматив. А по факту бывает и дольше. 
 
Художник Андрей Белле начал строить дом в поселке Островки Всеволожского района в начале 90-ых. На месте его участка в войну находились позиции Советской армии. На другом берегу Невы – немцы. Бои шли два года. Их следы художник находит до сих пор. Осколки снарядов он даже использовал в серии картин о войне. К найденным боеприпасам относится спокойно. 
 
Андрей Белле, художник
Я тут занимался дайвингом. Когда плаваешь, на дне такое видишь – и мины и бомбы. Это никого не интересует. Просто оплываешь и все.
 
Между тем, каждый год люди гибнут или получают серьезные травмы при взрывах боеприпасов времен войны. Часто страдают дети – они пытаются нагревать снаряды в костре или разбирать. 
 
Евгений Мусиенко, заместитель начальника ГУ МЧС по Ленинградской области, полковник
В этом году был случай, когда в Тосненском районе пытался разобрать найденный им в лесу взрывоопасный предмет, минометную мину, в результате чего произошла детонация, и молодой человек с травмами различной степени тяжести был госпитализирован.
 
Как долго  сохранится взрывоопасность снарядов, специалисты сказать не берутся. На конференциях в Москве поисковики объединения «Северо-Запад» добиваются разрешения собирать опасные находки в одном месте. Ответа нет. Но есть надежда. Надежда на то, что до приезда МЧС или военных  боеприпасы не найдут дети или грибники. 
 
_

 

Корреспондент Дарина Жежелева в студии программы "Ленинградское время":

- Дарина, здравствуй, что это ты такое принесла? Надеюсь, это не опасная штука.

- Да, Катя, здравствуй! Действительно, вещь довольно тяжелая – около 10 килограммов. Это макет 86-миллиметрового артиллерийского снаряда – причём, настоящий – весил бы как раз столько же. Но принести сюда, в студию, реальные боеприпасы военных времен я, конечно, не решилась. Во-первых, за такое нам всем грозила бы уголовная ответственность, а во-вторых, это небезопасно.

- Дарина, есть мнение, что боеприпасы не опасны, если 50 лет пролежали в земле. Полвека уже прошло.

- Да, действительно, срок действия, например, тротила как раз 50 лет. Но, видимо, его свойства недостаточно изучены – ведь прошло 70 лет, а взрывы все еще происходят. Тут важны два момента – первое: взрывчатка очень хорошо сохраняется в песке или в болоте. И второе – в военное время снаряды, кроме тротила, начиняли очень разными взрывчатыми веществами. И срок их годности точно не назовет ни один современный специалист.

Давайте я все подробнее покажу вам на макете. Вот оболочка. Со временем она становится тоньше, а снаряд, соответственно, опаснее. Это, собственно, взрывчатка. О ней я уже рассказала. А это – взрыватель – самая важная и опасная часть снаряда. Детонатор – он расположен вот здесь – с течением времени может вести себя совершенно непредсказуемо. И будет готов сработать не только при ударе или нагревании, но даже просто, если попадет на свет!

- Спасибо, Дарина. Все предельно ясно объяснила. К тому же, информация еще долгие годы останется актуальной. В МЧС говорят, и 70 лет спустя – там, где проходили бои – до сих пор земля напичкана металлом. Статистика такова - 50 взрывоопасных предметов на один гектар.

Лента новостей