Найти

История ижорской крепостной железной дороги зашла в тупик

"Сегодня я и сам не верю глазам, что я вижу".  

История ижорской крепостной железной дороги зашла в тупик. Вековую артерию, некогда соединявшую ряд стратегических объектов, превращают в строительный мусор. Кто? - остаётся тайной. Октябрьская железная дорога от кощунственных действий открещивается. 

СЛУЖБА КОРПОРАТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ФИЛИАЛА ОАО «РЖД» ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА:
«В настоящее время Октябрьская железная дорога не производит каких-либо работ на малодеятельной линии Лебяжье - Краснофлотск по причине её действующего статуса. Материалы верхнего строения пути (рельсовый путь) числятся на балансе Новгородской дистанции инфраструктуры».  

«Сюда входил командный состав: матросы, моряки. И они в этом зале, специальном для них, впервые видели крепость».

Среди хлама белые печные изразцы уже не вызывают былого восторга. Заколоченный вокзал и перрон, похожий на обглоданный рыбий хребет - словно приговор для некогда верного «боевого товарища». 

Александр Сенотрусов, руководитель военно-исторического общества "Форт «Красная Горка»"
В 1909 году принято решение строить крепость-форт «Красная горка» на южном берегу Финского залива. Строительство бетонной крепости - это большие тяжести, это крупные орудия. Летом 1910 года спешно поднятые войска за 4 недели построили 27 километров железной дороги. 

В мирное время на ветке «Лебяжье - Краснофлотск» бронепоезд сменили электрички. Но их время тоже закончилось - в 2011. 

- Вы хотите, чтобы поезда ездили? 
- Конечно, выгодно. Знаешь, что придёт. 

«Количество людей, которые ездили, было очень малое, по утрам особенно, десяток-два десятка человек. Экономически это просто нецелесообразно».   

Станция погрузилась в тишину. Нарушили её в середине февраля - стуком молотков и грохотом тяжёлой техники.   

Эльмира Низамова, корреспондент
С каждым демонтированным пролётом уходит история, и рушится масштабная мечта о создании музея под открытым небом, когда 8 лет назад здесь прошла последняя электричка, появилась идея - пустить по рельсам настоящие ретро паровозы с так называемыми вагонами-подкидышами. 

Объединить ветку со станцией «Пионерская», где сегодня экспонируется Центральный музей железнодорожного транспорта России, оказалось слишком дорого. Ценители старины отступили, а вот местные чиновники - нет. Эти рельсы на крепких насыпях они мечтают закатать в асфальт, создав альтернативу опасной дороге по улице Мира.  

Александр Магон, глава администрации Лебяженского городского поселения
Обрыв каждый год сокращается на полметра, приближается к дороге. Я опасаюсь, что в течение двух-трёх лет - обрыв может подойти к асфальту. Администрация не имеет права работать по берегоукреплению, да и денег у нас нет таких. 

Сегодня дорога, которая нависает над 20-метровым обрывом фактически единственный подъезд к форту «Красная Горка» и к домам - почти 500 человек. Другой вариант значительно длиннее - через лес по колдобинам.

- Вас устраивает, что есть только одна автодорога? 
- Конечно, нет. Мы вообще боимся там ездить. 

Пока чиновники и любанцы мечтают о новой дороге, кто-то берёт всё, что плохо лежит, минуя закон. За прошлый год о хищении на ветке «Любань - Краснофлотск» в правоохранительные органы от руководства Октябрьской железной дороги поступило восемь заявлений. Но ни одно из них кардинально ситуацию не изменило. 

Эльмира Низамова, Константин Верёвкин, Наталья Матиевская, «Последние известия», Ломоносовский район
 

Лента новостей