Найти

В деревне Псоедь возрождают традицию пивоварения по старинным рецептам

Чтоб рекой лилось, да по усам текло… В деревне Псоедь Лужского района возрождают традицию пивоварения.  

Анна Максимова, житель деревни Псоедь 
Ну, музей наш народный. Здесь собираем экспонаты со всей деревни, люди нам приносят их. И вообще у музея есть подпольное название «Жалко выкинуть».  
 
Так в стенах бывшего ямщицкого дома появились дошники – большие чаны, квасники, в тех, что заваривали солод, а после настаивали квас, и целая коллекция пивных бочонков. 

«А это вот ендова. Вы из бочки сюда пиво нацеживаете и гостей угощаете».    

Утвари много - хоть сейчас пир закатывай. Гостей долго ждать не пришлось. 

«Всем здравствуйте! Вот Фёдор вообще из Москвы приехал. Тут Марина, Оля, Варя...». 

В Псоедь нагрянули туристы, да не простые - любители альтернативного отдыха. Их пивом не пои, дай поработать. Денег не возьмут - сами заплатят.  
 
Ольга Лазутина, представитель команды проекта «Альтуризм»
Были путешествия, когда мы ездили строить мост – помогали местным жителям, пристань, очищали пляж. С Аней мы познакомились осенью. Она рассказала про свою мечту о возрождении деревенского пивоварения.   

И застучали молотки. Изготавливать бочки – дело хитрое, реставрировать – ещё хитрее…  

Глеб Лихачёв, альтурист 
Они же не среконструированы, а действительно кто-то когда-то этим работал. Это всегда очень интересно. Дух деревни передаёт. 

Фёдор Езеев, альтурист 
Дно рассохшееся. Оно должно быть цельным, тогда было бы удобнее собирать…   

Но под контролем дяди Коли работа спорится. Старожил деревни Николай Комиссаров мастерит деревянные сосуды уже 60 лет. 

Николай Комиссаров, старожил деревни Псоедь
Бревно такое подобрать, чтобы мелкий слой был, сучьев поменьше. Самая ходовая форма – на два ведра ёмкостью. Вот, сосна, допустим, она смолевая, осина – запахи даёт и темнеет, а ель – самая чистая. 

В былые времена, почитаемый на Руси пенный напиток, варили буквально в каждом доме. Сейчас – некогда и некому. 

Виктор Крылов, старожил деревни Псоедь
За две недели начинали растить солод. Раскладывали. Ячмень, рожь сначала шла, но можно было и овсяное, пшеничное. Сушили в печках русских. Надо было так выдержать, чтобы не очень чёрное, прозрачное, светленькое.   

Виктор Ермолаевич так набил руку, что и в девяносто помнит процесс в деталях. Как «заваривали» раскалёнными камнями рассохшиеся бочки и ловили момент между «недоходком» и «переходком». 

«Всю эту варку пива начинали утром скажем, и только на следующий день утром было готово пиво». 

От рассказов в воздухе появляется аромат забродившего сусла, а на языке - сладость солода. Любили пиво «разукрашивать» изюмом, конфетами и другими секретными ингредиентами. В Псоеде ценили натуральность, но вкус напитка, как борща, у каждой хозяйке был свой.    

Вера Бибикова, житель деревни Псоедь
Кто-то положит больше ячменя, кто-то на чистом ячмене сделает, кто-то положит побольше ржи. У кого-то солод послаще получился.  

Деревенский колорит во всей красе: песни под баян, яства из печи, баня, красоты и легенды. Говорят, именно здесь в древнем вязе живёт Эхо.  

- Эхо выходи. Давайте проверим – проснулось ли оно, ждёт нас. 
- Эхо! 
- Слышишь, отзывается?!  

С таким «громким» помощником зазывать на кружку пива – легче лёгкого. Дело за малым – залатать до конца бочки и дождаться лета. 

«У нас есть праздник в середине лета. Называется «Макушка лета», когда собирается вся деревня. Надеемся к этому празднику угостить всех деревенских первым пивом».   

Ждут на праздник, конечно, и приезжих. Глядишь, исполнится мечта -  руками местных забытая глубинка превратится в туристический «сити».  

Эльмира Низамова, Андрей Осин, Денис Мафрахов, «Последние известия», деревня Псоедь 
 

Лента новостей