Дом, который не смог пережить... чиновников
«Все сравняли с землёй! Фашисты и то так у нас не разбомбили город, как у нас делает администрация».
Путаются в показаниях. Чиновники, допустившие снос дома купчихи Агаповой, открещиваются от своего решения. К делу подключилась прокуратура.
Екатерина Титова, житель г. Новой Ладоги
Организацией произведены работы на каком основании? У неё нет лицензии на соприкасание с объектами культурного наследия. Когда выставлялись на торги, котировка даётся на разбор здания, тогда администрация заключает договор. Она должна хотя бы документы смотреть.
Для Екатерины Титовой Новая Ладога – не только дом. Историческая часть города – выставочные залы, по которым она уже много лет водит экскурсии. Когда очередной «экспонат» канул в лету, в числе первых забила тревогу.
Эльмира Низамова, корреспондент
Мы приезжали в Новую Ладогу, когда дом купчихи Агаповой ещё украшал центральный проспект, были после пожара, в котором двухсотлетнее здание чудом уцелело, а после видели, как его беспощадно разрушали экскаватором. И вот мы снова здесь. Теперь на месте памятника архитектуры - только пустырь.
Ольга Баранова, глава администрации г. Новой Ладоги
Мы этот дом самым последним поставили на снос, потому что получено разрешение. Его все равно сносить. В принципе не вижу ничего криминального.
– А когда было получено разрешение на снос от комитета?
– В сентябре 2017 года, практически - прошёл год.
По мнению местных чиновников, снос – это сравнять памятник с землёй тяжёлой техникой. Может, оно и так. Да, только согласно официальным документам, комитет по культуре дал разрешение на разбор и под этим словом подразумевал иные действия.
«04.08.2017 года комитетом в адрес администрации направлено письмо с разъяснениями о запрете сноса объектов культурного наследия…
...03.10.2017 комитетом администрации выдано задание на проведение работ по сохранению жилого дома».
Считать ли «снос» и «разборку» синонимами, нарушен ли федеральный закон и кем - теперь разбирается прокуратура.
Маргарита Швецова, старший помощник прокурора Ленинградской области по взаимодействию со СМИ и правовому обеспечению
В связи с аварийностью здания, администрация обратилась в комитет по культуре Ленинградской области о выдаче разрешения на снос объекта культурного наследие. Комитетом культуры дано разрешение на разборку и последующее восстановление в исторических объёмах объекта культурного наследия. В настоящий момент проверочные мероприятия продолжаются.
Проверить предстоит и документы на аукцион на разборку памятника архитектуры, в которых о защитном статусе упомянуть забыли. Интересует градозащитников и то, почему всё до последнего гвоздя отправили на свалку.
Татьяна Сорокина, житель г. Новой Ладоги
По фундаменту был отдельный разговора. Мы знаем, что фундамент, если сама конструкция не сохраняется, то фундамент должен быть законсервирован, сохранён. Нам дали ответ, что на момент обследования фундамента не обнаружено.
Ольга Баранова, глава администрации г. Новой Ладоги
Это новодел 80-х годов. Там сохранять нечего. Если бы были элементы, мы положили бы на склад.
Антонина Елисеева, член общественного движения «Живой город»
Я не согласна. Есть, например, фотографии 1972 года, и там дом выглядит абсолютно точно так же, как в последнее время.
К слову, теперь многовековое здание уже никак не выглядит, но точка в его истории не поставлена. Сгинувший Дом купчихи, как и несколько других архитектурных артефактов Новой Ладоги, якобы стоят в очереди на разработку проектно-сметной документации, чтобы либо сохранить, либо воссоздать.
Антонина Елисеева, член общественного движения «Живой город»
Чиновники считают деревянные дома какой-то обузой. Сгорел и ладно. Рядом с домом Агаповой стоит очень красивый дом Бартенева. А вот почему-то для этого дома Бартеневых там места не нашлось. Как нам сказали в комитете по культуре: «Пока стоит».
«Пока стоять» придётся и многим другим памятникам. Тем же, кто не выстоит, чёрным по белому, как дому Агаповой, в лучшем случае нарисуют «светлое» будущее в виде копии.
«Мы рассержены. И хотим, чтобы виновные были наказаны».
Эльмира Низамова, Алексей Хюркес, Олег Белоконь, Игорь Шмураков, Антон Пашукевич, «Последние известия», Новая Ладога, Петербург