Найти

На берегах Свири разгораются споры о статусе финской крепости, возведенной в Великую Отечественную

Признают ли "Глаз Росомахи"? На берегах Свири разгораются споры вокруг статуса финской крепости, возведенной в годы Великой Отечественной войны. Инициативная группа предлагает фортификацию превратить в музей, настаивая на уникальности сооружения. Однако, у идеи множество противников. Они отказываются признавать музеем вражескую цитадель. 
 
Елена Ведюкова, инициатор создания музея «Глаз Росомахи»  
Говорят, что я финнам памятник ставлю, потому что, это финское укрепление. Конечно, если бы это было советское укрепление, то было бы более интенсивное желание мне помочь. А так как это финское...

Скала на правом берегу Свири. Ландшафт здесь практически не изменился за прошедшие более чем семь десятилетий.     Даже сегодня разве что местные знают, обрывистый берег реки рукотворный. Под скальной породой скрывает свои тайны  самая мощная крепость времен Великой Отечественной на территории Ленинградской области. В финских архивах она упоминается как "Глаз Росомахи". В народе ее называли "Вепсский замок".  

Елена Ведюкова, инициатор создания музея «Глаз Росомахи» 
Пещера уникальная – она трехуровневая. В пещере они могли выдержать осаду, потому что у них была и канализация, и вода, и очищался воздух. 

Вход в подземный грот скрыт в зарослях кустарника. Пещера  поражает своим масштабом, в три человеческих роста высотой,   внутри танк сможет развернуться. Тоннель имеет несколько ответвлений, упираясь в камеру, когда-то закрытую герметичными дверями. 

"Сама пещера была выдолблена изнутри методом взрыва, а сверху она скрывалась, устанавливались бронебойные колпаки и опять же все это закрывалось под ландшафтный дизайн" 

Финское "Око Росомахи" было поистине всевидящим – Свирь здесь изгибается, и с рукотворной скалы обозреваются окрестности на 20 километров. Видимо, такими же соображениями руководствовались и финские архитекторы. В оккупированном Вознесенье в 1942 году здесь в строжайшей тайне начинают возводить трехэтажную крепость. 

"Тяжелая! Ну, вот собственно, и выход. Все таки скорее всего, я думаю, здесь было какое-то орудие"

Елена  Ведюкова – одна из тех, кто и настаивает на том, что крепость необходимо превратить в музей. Сама приехала в Вознесенье 20 лет назад. Тогда-то от местных и узнала про "Глаз Росомахи". В доступных российских архивах о "Вепсском замке" информации почти нет, недавно рассекретило свою картотеку финское военное ведомство. Вот уникальные фотографии. Возводит замок специальный отряд строителей.

Тамара Зимина, краевед автор книги «Восточное Присвирье. 1941-1944 гг.»  
Сергей Бутылкин, комсомолец Вознесенского района, вспоминал. Он привозил еду этим строителям. Но его ближе 100 метров не пускали. Финны перехватывали эту повозку и на себе тащили к этому ДОТу. 

Все этапы работ. Принимает секретный объект главнокомандующий Финской армией Карл Густав Маннергейм     

Тамара Зимина, краевед автор книги «Восточное Присвирье. 1941-1944 гг.»  
В нашей армии не было никаких сведений об укреплении финнов на Свири. И только двум комсомолкам Анне Лисицыной и Марии Мелентьевой удалось пройти, остаться там незамеченными, вернуться назад.  

О значимости сведений о секретной вражеской крепости говорит тот факт, что комсомолки Анна Лисицына и Мария Мелентьева, первыми сумевшие попасть внутрь цитадели и передать данные нашим войскам, стали Героями Советского  Союза. Посмертно.

Игорь Зубов, командир поискового отряда «Оштинский рубеж» 
Финские историки подсуетились быстро и решили написать так: "Финская армия освобождала финнов, вепсов, карел от большевистского ига". И как раз в этом месте предполагалось расположение границы Великой Финляндии. Река Свирь становилась полностью финской рекой, Онежское озеро внутренним озером Финляндии, Петрозаводск – финский город, ну, и так далее и тому подобное.

Игорь Зубов один из тех, кто считает "Глаз Росомахи" -  уникальным объектом. Ни одно укрепление линии Маннергейма в Выборгском районе не сравнится по мощи с "Вепсским замком". В Оште Вологодской области он попытался воссоздать условия, в которых шли бои за свирские берега. Бои, где за три года погибли сотни тысяч бойцов Красной армии. 

Игорь Зубов, командир поискового отряда «Оштинский рубеж» 
Когда Финляндия вкладывала средства в строительство этих сооружений – о проигрыше не думали. Думали только о победе. Думали, что они действительно вкладываются во вторую линию Маннергейма.

И тем парадоксальнее тот факт, что "Вепсский замок" так и не принял участие ни в одном из боев. 

Валерий Фенёв, корреспондент 
Летом 1944 года "Глаз Росомахи" внезапно ослеп. И это одна из тайн вепсской крепости. Советские войска форсируют Свирь,  однако, из казалось бы, неприступного укрепления не раздается ни выстрела. Бойцы Красной армии занимают правый берег реки в районе Вознесенья, но не встречают сопротивления. Впоследствии руководители наступательной операции так и не смогли дать ответ на вопрос – почему финны без боя сдали свой главный оборонительный форпост на Свири. 

К лету 1944 советские войска на западе уже вышли к границам СССР. Здесь, на Свири, финны поняли – война проиграна.    Уже в сентябре союзная Гитлеру Финляндия капитулировала. 

Игорь Зубов, командир поискового отряда «Оштинский рубеж»
Финское командование понимало, что защищать до последней капли крови крепость не было никакого смысла, потому что корабли Онежской флотилии могли выйти к Петрозаводску и эту оборону просто отсечь. 

Эти обстоятельства и сохранили крепость до наших дней. После войны саперы подорвали лишь часть скалы, возможно, затопив тем самым подземные уровни. За десятилетия вражеский "глаз" лишился орудий и железных перекрытий. Но сохранил свои бетонные лабиринты и бойницы.

Елена Ведюкова, инициатор создания музея «Глаз Росомахи»
В оккупации 990 дней был поселок и мало кто об этом знает. И очень важный момент, если бы финны с немцами у Лодейного Поля встретились и замкнулось бы второе кольцо блокады Ленинграда, то Дороги жизни могло бы и не быть.      

Пока все, что удалось добиться Елене Ведюковой – это гранта от областного правительства. 80 тысяч рублей потратили на уборку мусора и строительство лестницы. В пещере сделали небольшую экспозицию. Дальнейшие планы встречают порой непонимание из-за той самой вражеской принадлежности замка. Грань действительно тонкая, но если это будет музей, то это будет музей советским воинам-освободителям. Чему свидетельство - российской флаг над поверженной крепостью финских захватчиков. 

Валерий Фенёв, Алексей Хюркес, Андрей Смирнов и Антон Пашукевич, "Последние известия",  Ленинградская и Вологодская области     

Лента новостей