Найти

Юность Старой Ладоги. Первая столица Руси приняла историко-культурный фестиваль

Валерий Фенёв, корреспондент
Старая Ладога возвращается во времена свой юности. Первая столица Руси в юбилейный, пятнадцатый раз принимает историко-культурный фестиваль. Викинги вновь осаждают древнерусскую твердыню, а дружина Рюрика осваивается на берегах Волхова.

Воспоминания у Старой Ладоги о своей юности смутные, отрывистые, словно записи древнерусских летописей. Что было, что не было – кто  теперь расскажет правду. Был ли былинный Гостомысл ладожским  князем, призывал ли он Рюрика на правление или силой  власть викинг взял – все быльем поросло. Так  и реконструкторы разделились на два лагеря  условно -  неважно, кто за Рюрика, кто за Гостомысла, главное, чтобы силы были примерно равны. 
 
И схлестнулись они на поле брани. Теперь с затупленными мечами, с укороченными копьями. А как тогда, в юной Старой Ладоге было – тут только археологические раскопки рассказать могут.       

Дмитрий, участник исторического клуба «Северный волк» (Москва)
Единичные случаи, когда находят кости с зажившими рубленными ранами. В основном - нет. Любая полосная рана живота или бедра – это смерть - сто процентов. С той медициной. То есть легкие секущие ранения заживались. Травма головы, полостные раны – это стопроцентный труп через какое-то время.

Сечи были жестокими, да еще  и короткими, не в пример нынешней реконструкции. На фестивале участникам хватило сил на четыре боя, да еще и свою удаль во владении средневековым оружием показали. А тогда, пришел, увидел. А дальше - как повезет.  

«Набег, получилось захватить – хорошо. Нет - отступили. Пришли десять кораблей – им больше новобранцев не откуда взять. И то есть таким количеством захватить, а еще и вернуться. То есть такая ситуация – подло, исподтишка захватить и свалить». 

И пока бились дружины, в палаточном лагере ждали воинов родные. Готовились встречать уставших бойцов, кашеварили. Вместо  картофеля - репа,  вместо сахара – мёд. Полное погружение в средневековую реальность.

Елена, участник исторического клуба «Наследие предков» (Раменское)
Вчера жарили оладьи из яблок. Даже сахар не потребовался. Потому что яблоки сами по себе сладкие. Оладьи из яблок? Это как? -  А вот так. Мелко-мелко яблоки режутся, добавляются яйца, мука, все перемешивается, на сковородочке жарится. Очень вкусно.

Возвращались дружины в лагерь, потери подсчитывали, раны зализывали.  

«То, что порвали – сюда мечом прилетело. Вот еще. Может, топорик, может копье.  Я не рассматривал, народу много. Тем более, это спина. Этот ламиллярный доспех пришел к нам с Востока.  Это по найденной в Бирке. Вот, пожалуйста – место удара топора или меча – изогнута».

Какая участь ждала бы его лет тысячу назад – кто знает. А сейчас, кожаные ремешки обновить и снова бы в бой. Латают, кстати, опять же по тем, древним лекалам. Даже нож – и тот выковали, как скальды сказывали.    

Александр, участник исторического клуба «Яропламя» (Санкт-Петербург)
На изготовление этого клинка ушло порядка 18 килограмм чистой руды с Карельских болот и 24 часа работы, чтобы получить только сырец.  

Так и пролетела за два дня юность Старой Ладоги. А было ли так это иль не было, про то уж другой спор. Зрители, во всяком случае, уверены - было. 

«Это наша Родина как бы. Мы здесь живем и нам очень нравиться».  
«Историческая  реконструкция. История  сейчас интересует всех практически. Ну и меня, в том числе».

Валерий Фенёв, Алексей Писарчук, Андрей Смирнов и Евгений Турчанинов, «Последние известия», Старая Ладога 

Лента новостей