Найти

Поисковики Лодейнопольского района разгадали тайну исчезновения более ста бойцов Красной армии

7 рота вернулась из небытия. Поисковики Лодейнопольского района разгадали тайну исчезновения более ста бойцов  Красной армии. В 1941 году их направили на освобождение захваченного финнами Свирьстроя. Там они и исчезли. В документах 7 рота до сих пор значилась как пропавшая без вести. 

Владимир Федоровский, житель поселка Свирьстрой      
Вот здесь после войны делали перезахоронения. Здесь, когда дорогу делали, холм отсыпали. Но они здесь до сих пор лежат. И много. Когда мы раскапывали, штук 12 были каски друг на друга.

Это благодаря ему разгадана тайна гибели более ста красноармейцев и восстановлены подробности последнего боя 7 роты.  После войны он семилетним мальчиком помогал пастухам. И здесь, в лесу недалеко от Свирьстроя, нашел десятки винтовок, патроны, каски. Тела солдат так и оставались лежать на поле боя, едва присыпанные землей.

Владимир Федоровский, житель поселка Свирьстрой      
Мы находили и даже записки и так далее, и так далее. Я когда в школу уже пошел, обратился к учительнице Марине Осиповне, старушка такая: "Мария Осиповна, вот везде написано, что последний солдат поднят, а я знаю, где много не поднято, я покажу". На что она сказала: "Да что ты, Вовочка, молчи, молчи, не говори ничего".

121 боец. 7 рота 116 стрелкового полка, собранная из призывников Северного Казахстана, наспех обученная на Дальнем Востоке и переброшенная под Ленинград, когда враг уже перешел на левый берег Свири и занял позиции.     

Валерий Фенёв, корреспондент
Изначальные шансы выжить у бойцов Красной армии были минимальными. К тому моменту противник стоит в Подпорожье, вошел в Свирьстрой и там окапывался. Бойцы Красной армии скрытно прошли вдоль ручья Мунгала, но оказались в капкане, окруженные со всех сторон.  

Судьбу бойцов удалось проследить благодаря финским архивам - в одном из донесений, с расположением советских войск. И место последнего боя 7 роты. В окружении они держали оборону.

Иван Осадчий, зам.командира отряда по архивной работе «Переправа»  
На этом месте стояли бараки и рота заняла оборону в этих бараках.  Днем с помощью противотанковых ружей подожгли эти бараки. Начали выскакивать бойцы на улицу. Тут ужас, что творилось. Под пулеметным огнем, под стрельбой из противотанкового ружья – тут все было в человеческих телах. Но кто-то успел занять оборону и до 15:15 длился бой. И только в 15:15 10 октября бой завершился.

В штабе о гибели 7 роты не знали. Отправляли разведгруппы, но те возвращались ни с чем. Рота исчезла без следа.  

Дмитрий Рыпалов, командир поискового отряда «Переправа» 
Идти щупом постоянно, и чтобы найти косточку, а там осталось 4-5 костей от человека, это сложно. Это поисковая удача. 

Сегодня свидетельств действительно сохранилось ничтожное количество. Противогазы, остатки личных вещей, обуви – практически все. Но, тем не менее, удалось поднять 8 бойцов, трем из них вернули имена. Последним подняли Николая Клюева. В 1941 ему было всего двадцать. 

Дмитрий Рыпалов, командир поискового отряда «Переправа»  
При нем было два подсумка с патронами, котелок, который мы отправили родственникам вместе с землей, которая 70 лет была его могилой. Остался противогаз, остались куски обуви - все, что не смогла съесть эта почва.

Этой вести 77 лет ждали на Брянщине. Там, откуда призывался Николай Клюев. Там до сих пор живут его родственники. Его племянница уже было отчаялась, что либо узнать, когда однажды знакомая спросила: "Тут опознали под Ленинградом Николая Клюева. Это не твой дядя?"   

Зинаида Чернега, племянница Николая Клюева 
Мы поверили сразу, потому что уж больно много совпадений, что он с Дальнего Востока - это точно, я помню. Мой отец говорил, что на Дальнем Востоке он служил. И на сайте "Мемориала" мы тоже нашли его в списках, что он пропал без вести под Ленинградом. Мы все плакали. Я позвонила брату своему. Тот плакал. Позвонила сестре - тоже плакала. 

 Валерий Фенёв, Алексей Писарчук, Андрей Смирнов и Евгений Турчанинов, "Последние известия", Лодейнопольский район
 

Лента новостей