Найти

Петербургские поисковики достали со дна Ладоги легендарную "полуторку"

- Фара, да, Лёш? 

- Целая фара!

Настоящий клад со дна Ладоги подняли петербургские поисковики. Легендарная "полуторка", почти целая, спустя 76 лет все-таки добралась до большой земли. 
 
Владимир Труфанов, реставратор, автоблогер 
Автомобиль находился на глубине шести метров, был достаточно серьёзно заилен, то есть покрыт отложениями достаточно серьёзно, и машину пришлось размывать, потому что машина одной стороной вросла в грунт.
 
На дне трагедия застыла на десятилетия. Колеса машины так и остались вывернутыми влево. Скорее всего, говорят исследователи, шофер до последнего пытался объехать смертельную полынью. 
 
Владимир Труфанов, реставратор, автоблогер 
Вот представьте себе только,75 лет назад какой-то водитель брал в руки вот этот инструмент, и мы нашли его в кабине. 
 
За десятилетия на дне кабина машины полностью истлела, зато остались инструменты, рама и даже часть деревянного кузова.  
 
"Вот эти шины, четыре из шести шин до сих пор держат давление, в них воздух 41-42 года, мы его еще не выпускали, не знаю – у кого как, но у меня мурашки по спине".
 
Сами покрышки вполне могут стать отдельным музейным экспонатом. На довоенной резине отпечатана история промышленности страны Советов.
 
Сергей Марков, заведующий музеем «Кобона: Дорога Жизни» 
На этом колесе написано: "рубер концерн оф юсср". В сороковых годах, то есть довоенная резина шла на экспорт, то есть  - это отечественное производство резины, которая шла за рубеж.
 
Машина, предполагают поисковики, по Дороге жизни ехала из Ленинграда. А значит, в кузове затонувшей "полуторки" могли находиться люди. Судьба пассажиров исследователям не известна.
 
Сергей Марков, заведующий музеем «Кобона: Дорога Жизни» 
На Дороге Жизни работало 4 тысячи автомобилей. Вот длина этой "полуторки" пять метров, это 20 километров. Это ежедневно такая кишка бампер в бампер едет через Ладожское озеро в Ленинград и из Ленинграда и это все в 20-15 километрах от немецких позиций.
 
Под обстрелами, кроме жителей блокадного города эти  рабочие лошадки войны эвакуировали целые заводы, вывозили оружие на фронт. 
 
Владимир Труфанов, реставратор, автоблогер 
Расчётная нагрузка – это полторы тонны, поэтому так и называли «полуторка», но практика показывает, что во время войны, автомобили использовались с большим перегрузом, и нередко на них грузили до трех тонн.
 
Легендарный грузовик готовится к масштабной реставрации. Заменить придётся немного. Здесь даже мотор, уверяют механики, завести можно хоть сейчас.
 
Владимир Труфанов, реставратор, автоблогер 
Сохранился двигатель, при чем с маслом внутри, сохранились все навесные агрегаты двигателя и коробка передач.
 
Восстановленную машину не планируют ставить на постамент. "Полуторка" обязательно будет на ходу. И это, по мнению историков, станет лучшим памятником, герою, который последним сидел в ее кабине. 
 
Сергей Марков, заведующий музеем «Кобона: Дорога Жизни»
Водитель, который ехал на этой "полуторке", он работал, он просто работал, он не сбивал самолеты, не подрывал танки, не шел в атаку, но он каждый день выходил в рейс и ехал, не взирая на стужу, на снег, голод.
 
Основная часть реставрации начнется уже в следующем году. Все недостающие детали исследователи собираются поднять со дна Ладоги. Машина, говорят они, должна быть максимально подлинным экспонатом. 
 
Александр Громов, Виктор Туров, Татьяна Константинова, «Последние известия», Санкт-Петербург.
 

Лента новостей