Археологическая экспедиция в непроходимые места Усть-Рудицы завершилась новыми открытиями. Изучив как следует отвал на месте бывшей фабрики цветного стекла, которую в 18 веке основал здесь Михаил Ломоносов, историки и краеведы обнаружили артефакты, которые помогут пролить свет на секреты производства смальты - другими словами непрозрачного стекла.
"Вот это - германская посуда и, как у них сделано было, сделано дно, оно не цилиндром, а каким-то странным образом".
Нашли в заброшенных Ломоносовских местах высокотемпературный кирпич, с настывшими частицами стекла. Из него тот строил печи. Опытный глаз исследователей уже определил – кирпичи Ломоносов делал прямо в Усть-Рудице, рядом с фабрикой. Из местного сырья. В отличие, к слову, от самой смальты. В её производстве гениальный учёный-естествоиспытатель использовал не здешний песок, как многие ошибочно считают, в нем слишком много железа, а кварцевый. Месторождения есть в соседних деревнях, 6 из которых были владениями Михаила Васильевича.
Александр Сенотрусов, краевед-поисковик
Он произвел стекло из кварцевого песка, который был добыт 23 километра севернее Усть-Рудицы. Мы это видим. Это раз. А глины – это местная. Это из Усть-Рудицы.
Эти стеклянные крохи – малая часть того, что производили на фабрике во времена Ломоносова и с чем работали мастера под его бдительным оком. Именно в Усть-Рудице он провел тысячи сложнейших химических опытов, чтобы получить такие цвета – бирюзовый, пурпурный, зеленый.
"Это стоило дороже, чем бытовые вещи".
Чернильницы, графины, украшения. Всё из стекла. Но главная заслуга, которую историки приписывают Ломоносову – это возрождение древнего мозаичного ремесла.
Из четырех десятков работ до наших дней дошла лишь половина. 5 из них хранятся в фондах Русского музея.
Леонид Матвеев, старший научный сотрудник Русского музея
Если мы возьмем мозаику Елизаветы Петровны, она выполнялась в течение 2 лет. Если портрет относится к 1758 году, то мозаика в течение 2 лет набиралась, и у нее датировка 58-60 год.
Елизавета Петровна, Екатерина Великая, Петр Первый. Издалека их портреты запросто можно принять за живопись. Только при ближайшем рассмотрении понимаешь – в основе - тысячи разноцветных кусочков. Это и была идея Ломоносова – создать такую технологию, когда стекло сможет при необходимости заменить масло и акварель. Без потери точности и изящности рисунка.
Леонид Матвеев, старший научный сотрудник Русского музея
Живопись со временем темнеет, портится. В этом смысле мозаика, конечно, долговечная и краски её не блёкнут.
Из минусов мозаичных портретов называют разве что хрупкость и вес. Уж очень они тяжелые. Кроме килограммов мелкого стекла в каждом еще и внушительная медная основа – сковорода. Последние находки в Усть-Рудице позволят краеведам чуть больше узнать о Ломоносовской мозаичной технологии. Находки экспедиция планирует передать в коллекции музеев.
Марина Чалапко, Валерий Фенёв, Евгения Маковка, Алексей Хюркес, Андрей Осин, Вадим Корнеенков, «Последние известия», Ломоносовский район, Санкт-Петербург.