В Выборге сохраняют историческую брусчатку при ремонтах и благоустройстве
Во вторник, 3 июня, зампредседателя правительства Ленинградской области - глава комитета по сохранению культурного наследия Владимир Цой рассказал о том, можно ли присвоить брусчатке отдельный статус объекта культурного наследия. А еще - о том, сохранится ли она в ходе работ по благоустройству.
Заместитель председателя правительства Ленинградской области напомнил, что Выборг имеет статус исторического поселения федерального значения, с установленными границами и охранными регламентами. В этот статус входит и брусчатка как элемент, подлежащий сохранению. При этом он отметил, что признать ее отдельным объектом культурного наследия вряд ли возможно, так как это не недвижимость в юридическом смысле. Владимир Цой подчеркнул, что, прежде всего, нужно понять, зачем вообще поднимать такой вопрос.
"Выборг является историческим поселением федерального значения. У него утверждены границы, регламенты. И есть как объекты культурного наследия, входящие в состав исторического поселения, так и есть предметы охраны исторического поселения. И, разумеется, брусчатка как материал в этот предмет охраны входит. Поэтому это уже сделано, это выполнено еще тогда, когда Выборг стал историческим поселением федерального значения. Признать брусчатку как объект культурного наследия, ну, наверное, это невозможно. Все-таки эта брусчатка не является объектом недвижимости, не является объектом имущества с точки зрения гражданского права. И вообще нужно разобраться, а зачем это делать",- рассказал председатель комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области.
По словам Владимира Цоя, в Выборге сейчас - второй этап ремонта мостовой на улице Крепостной. Как и в прошлом году, брусчатку полностью снимают, обновляют основание и выкладывают заново — уже ровно. Он отметил, что результат первого этапа оказался удачным: уложенная брусчатка выдержала зиму и сохранилась в хорошем состоянии.
"На данный момент идет второй этап ремонта мостовой на улице Крепостной. Напомню, первый этап был в прошлом году. Что происходит по сути? Брусчатка не меняется. Брусчатка просто выравнивается, то есть она полностью снимается, меняется подложка, и на эту подложку она выкладывается снова, но только уже ровно. Мне кажется, здорово получилось в прошлом году, вот от угла Ленинградского проспекта до Пионерской, вот уже больше года, в том числе зиму, брусчатка отстояла довольно ровно",- поделился Владимир Цой.
Председатель комитета по сохранению культурного наследия рассказал, что с начала XX века тротуары в Выборге, в том числе вдоль Крепостной, были асфальтированы, а брусчатка на них не применялась. В 2000-х годах начали использовать бетонную плитку, которая сегодня пришла в негодность. Ее решили заменить на гранитную, более долговечную. Такая замена, по мнению Владимира Цоя, оправдана: при необходимости брусчатку можно будет снова аккуратно снять и вернуть на место.
"Мы посмотрели на фотографиях, начиная с XX века, вдоль крепостной и ряда других улиц тротуары были выполнены в асфальте. Ну, по крайней мере, с начала 20 века. На тротуарах никогда брусчатки не было. В начале 2000-х годов на части улиц появилась первая бетонная брусчатка из цемента. Сейчас она пришла в негодность, ну мы сами видим, что ее нужно было поменять. Руководством города принято решение о замене части асфальтового покрытия и части бетонной брусчатки на брусчатку гранитную. Наверное, это правильно, потому что гранитная брусчатка, пусть она сейчас стоит подороже, чем бетонная, но это точно долговечно, и опять же, даже когда пройдет еще очередная четверть века, мы ее просто осторожно снимем, выровняем и положим обратно. Так же сейчас происходит с непосредственно брусчаткой мостовой. Некоторые вопросы вызывает методология перекладки бордюрного камня. В Выборге это такие довольно грубые, широкие камни из натурального гранита. Мы долго с этим разбирались и поняли, что проблема в следующем: пока на тротуарах, повторюсь, это не касается мостовой вообще, это касается только тротуаров. На тротуарах был асфальт, и слой асфальта, очевидно, тоньше, чем стандарт той брусчатки, которая укладывается сейчас, гранитной брусчатки. Сам бордюрный камень представляет собой нечто похожее на айсберг. У него нижняя часть, которая не видна глазу, которая находится в земле, она больше и шире. Ну, наверное, так сделано было изначально, во-первых, для устойчивости, а во-вторых, просто из экономии сил и средств, не нужно было идеально обрабатывать все стороны. Идеально обрабатывались только те части, которые были видны. И сейчас, чтобы максимально плотно подойти к новой гранитной брусчатке, к этому бордюрному камню, необходимо стесать часть вот этих невидимых глазу подземных выпуклостей, если так можно выразиться, от старого бордюрного камня. Это и происходит, поэтому беспокоиться абсолютно не о чем. Весь бордюрный камень будет возвращен на место. В большинстве случаев, то есть там, где у нас лежат прямые камни, ну то есть без изгибов, скорее всего даже это будет незаметно, ну потому что это касается только нижней части",- отметил заместитель председателя правительства Ленинградской области.
Сейчас ведутся работы с бордюрным камнем. Речь идет только о тротуарах, где раньше был тонкий слой асфальта. Новый слой гранитной брусчатки толще, и, чтобы плотно уложить его к бордюру, приходится немного обтесывать его нижнюю часть — ту, что скрыта под землей. Владимир Цой заверил, что все камни будут возвращены на место, и что подрядчик учитывает все разумные замечания, прозвучавшие от жителей. В будущем, по его словам, при ремонте других улиц, где использованы иные материалы, эти вопросы будут дополнительно проработаны.
"Уверен, что те здравые замечания, которые звучали относительно того, что нужно максимально бережно относиться к камню, ограждающему, отделяющему мостовую от пешеходной части, они услышаны. Повторюсь, исходя из опыта прошлого года, мы видим, что 100% камней мы возвращаем на место, ну не мы, подрядчик, если правильно говорить. И в будущем посмотрим, что можно сделать с теми улицами, которые выполнены сейчас не в гранитном мощении, не прямоугольным мощением, а, например, в булыжном. С ними будет, наверное, еще сложнее, когда будут следующие этапы работ, например, на улице Подгорной. Возможно, там действительно придется каким-то образом скорректировать те действия, которые происходят, потому что, повторюсь, там немножко другой материал. Но это уже вопрос будущего, и когда администрация будет принимать решение о ремонте последующих улиц, уверен, что все замечания будут учтены",- заключил Владимир Цой.
Ранее в рамках прямой телефонной линии губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко рассказывал о том, что в Выборге капитально обновят 5 объектов.