В корпусе Бенуа Русского музея 2 августа открывается выставка "Весть"
В пятницу, 2 августа, в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка "Весть". Экспозиция, включающая около 300 произведений из музейных и частных коллекций, расскажет о проблемах передачи и получения информации, её достоверности и обманчивости.
Пространство выставки состоит из двенадцати разделов: "Письмо", "Послание как ритуал", "Газета", "Радио", "Телефон", "Телевидение", "Письмена, коды, шифры"», "Сплетни, слухи, дезинформация", "Вести из космоса", "Вестники", "Сигнал" и "Цифровой мир".
На выставке представлены произведения разных эпох, от древнерусского искусства до стрит-арта. Посетители смогут увидеть шедевры Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Ореста Кипренского, а также работы современных художников. Некоторые произведения были созданы специально для этой выставки.
Повествование начинается с классических произведений русского искусства, которые подчеркивают аспекты, выходящие за пределы традиционных интерпретаций. Например, в картине Ильи Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" акцент сделан на выразительность речевой коммуникации, обогащенной жестами, мимикой, паузами и интонированием. Эта картина служит триггером, который актуализирует коммуникативные "сюжеты" множества произведений, включая современные. В этом контексте сетевое общение оказывается близким к устной, разговорной форме языка.
Произведения второй половины XIX века, связанные с получением и чтением частной корреспонденции, создают интимный, изолированный от публичного пространства "мир вокруг письма". Эти работы ведут к знаменитой народной картине Александра Лактионова "Письмо с фронта", где личное письмо превращается в символ обнадеживающих вестей для тех, кто их ожидает в трудные времена.
Русский авангард рассматривал коммуникацию в контексте глобальных масштабов. В 1921 году Велимир Хлебников возлагал на радио надежды на объединение человечества. Владимир Татлин в своем проекте башни "Памятник III Интернационалу" задумал в верхнем движущемся цилиндре "Радио Коминтерна". Произведение Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина "3G International" отдает дань уважения этому амбициозному проекту, одновременно критикуя пафос глобализации.
Телефон представлен на выставке в живописи, графике и скульптуре в разнообразных интерпретациях. Телефонная связь в истории имела как драматическое значение (например, "звонок сверху"), так и уютную домашнюю атмосферу. Изображения дискового телефона от разных авторов рассказывают свои истории, а современные мобильные устройства, вмещающие целую жизнь, становятся объектом размышлений художников. Тема новых ролей мобильного телефона, привязанности к нему и страха оставаться без связи раскрывается в работах современного искусства.
Значительное место на выставке занимает раздел о "вестях из космоса". Художники, такие как Иван Говорков, Елена Губанова, группа Recycle, Алла Урбан и Гриша Брускин, исследуют связи между космическими образами и их знаками в земной реальности, взаимодействие между небом и землей.
С начала 1990-х телевизор стал символом ностальгии по детству. Константин Сутягин, Саша Браулов, Сергей Хеато и Юлия Маркос исследуют эту тему, а также феномен стремительного устаревания технологий. Стрит-артист Ялта-1970 г. рассматривает ноутбук как почти археологический объект, а Марьяна Насыбуллова видит компьютерную дискету как реликвию.
Выставку завершают работы молодых медиа-художников, исследующих обмен информацией между человеком и цифровым миром, метаморфозы человеческого тела в киберпространстве и навигационные процессы.
Экспозиция предлагает зрителю включить воображение и почувствовать магию слова "весть". За современными технологиями монитора скрываются "спрятанные" элементы: благая Архангельская весть, факел, набат, корабельные сигнальные флажки, ручной набор петровских "Ведомостей" и бегущая новостная строка.
Русский музей, сочетая произведения разных эпох, представляет яркий выставочный проект, который охватит оба крыла корпуса Бенуа. Выставка продлится до 2 декабря и предоставит посетителям возможность взглянуть на мир информации со всех сторон.
Фото: 47channel