Найти

Диктанты пером, математика - лежа. Споры о семейном образовании в Ленобласти

Каждая тысячная семья в Ленинградской области школе предпочла семейное образование. Родители рвут шаблоны стандартной образовательной схемы: математикой занимаются в парке, диктанты пишут без шариковой ручки, контрольные решают лежа! 
И что вырастет из таких «домашних» детей? Сторонники, скептики, эксперты по семейному образованию в специальном репортаже Анастасии Щербаковой «Внеклассная работа».

"Я прихожу в бешенство от мысли, сколько бы всего я успел, если бы не ходил в школу!” Бернард Шоу 

Никаких в «8:30»! Занятия всегда позже на час-два и без звонка. Еще без ранца и классических: «Сядь ровнее! Не болтай с соседом!». Семилетнюю Ульяну мама учит арифметике. С акробатическими трюками младших сестер на фоне и с незапланированными перерывами на «пожалеть».

Ульяна Кусей:
- "С мамой так хорошо. И нет огромных кабинетов в школе, где много детей. Нет этого". 

Анастасия Кусей, практик семейного образования:
- "Я так люблю своих детей, и это единственное объяснение. Почему я должна отдавать воспитание своих детей в руки чужой тети, если я могу это сделать сама"?
 
Любовь заставила Анастасию положить на полку три красных диплома, все три о педагогическом, кстати, образовании, и открыть интернет. Оттуда пришло озарение: дома учиться лучше! Нестандартное решение повлияло на выбор нестандартной программы. Еще дореволюционные «Арифметика» и «Родное слово» Константина Ушинского.
 
Кстати, записывает девочка упражнения не ручкой, а пером! Мама объясняет: «Это осознанное возвращение к истокам». 

Анастасия Кусей, практик семейного образования:
- "Когда мы пишем шариком, мозг не успевает, а когда пером, он пропускает через себя, письмо осмысленное".
 
В семье Натальи Галат тоже перья, но это совпадение, с Анастасией они не знакомы. Для этой мамы это уже четвертый опыт обучения на дому. Всего в семье пять детей. Так вот: - старшая дочь уже с аттестатом, она ни разу в жизни не ходила в школу. При этом потом успешно училась потом в училище имени Римского-Корсакова, а сейчас служит при церкви.

Наталья Галат, практик семейного образования:

- "Почему нам не хочется идти в школу? Обидят, не так скажут. Нет, не тепличный цветок, конечно, мы хотим вырастить, но иногда можно надломить маленького человека".

Наталья Геда, эксперт по семейному образованию:
- "Раньше были великие учителя: Конфуций, Аристотель. Они жили не чтобы научить таблице умножения, а для того, чтобы научить образу мыслей, - вот в чем была цель. Таблицу умножения ты и дома выучишь, и Аристотель не нужен в этом, и тем более Марья Ивановна не нужна".

Любовь Сгонник, психолог-аналитик в сфере семейного образования:
- "В школе очень много талантливых учителей, наставников, которые работают по схеме: от инструкции до самостоятельности. Другое дело, что система диктует свои установки: «Торопись успеть, будь лучшим»".


«Семейники» в этом смысле как белый мел на доске классического образования. Каждый ученик здесь лучший, потому что единственный. Учительница - мама, она в любом случае подстроится под настроение и интересы ребёнка.

Регина Жиляева, практик семейного образования:
- "Мы учились, как Бог на душу положит! Могли, например, пойти в парк, у нас всегда учебники с собой, захотим будем там их изучать, а если не будет настроения, то не будем"!

 
«Внеклассные» семьи называют себя хоумскулерами, с английского буквально «домашняя школа». Родоначальница - Америка. И многие великие американцы, кстати, в школу не ходили. Марк Твен, например, уже будучи взрослым высказался так: «I have never let my schooling interfere with my education»  - «Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование». Ещё одна знаменитая страница домашнего образования- эпизод из жизни изобретателя электрической лампочки Томаса Эдисона.

В царской России французские гувернантки, немецкие бонны для дворянских детей, - это тоже прообраз семейного образования. У современных российских хоумскулеров есть свой образец для подражания! Игорь Чапковский, - он не отправил сына в школу еще в 86 году. Тогда за это могли лишить родительских прав, спасла Перестройка и новые законы: альтернативное образование признали официально. 
 
Игорь Чапковский, эксперт семейного образования:
- "Школа собирает детей по территориальному и возрастному принципу. Вот представьте, вы привели ребенка в школу, а там 25 таких же активных, подвижных, разных. И вам надо 10 лет быть вместе. Принудительно".

Евгения Чурикова, начальник отдела общего и дополнительного образования департамента развития общего образования комитета общего и профессионального образования ЛО:
- "Я категорически не соглашусь, что школа всех ровняет. В школе есть индивидуализация путем введения индивидуальных планов. Это во многих школах индивидуальные планы существуют. В школе может быть до нескольких планов".
 
В Ленобласти 150 семей – практиков образования на дому. Это не много, меньше, чем в учеников в обычной школе. Каждый областной хоумскулер включен в общую систему: все посчитаны, и контролируются. Они сдают экзамены в обычной школе. В этой, например, гимназии, одной из лучших в Гатчине, «прикреплено» 10 детей-«семейников». Директор, у него у самого трое дочерей, на семейное образование смотрит лояльно. Скорее, не как руководитель, а как родитель. 
 
Александр Сергеев, директор гимназии им. К.Д. Ушинского (г. Гатчина):
- "Школа сейчас в находится в тяжелом состоянии. Сам образовательный процесс не соответствует физиологическим способностям. Вот, скажем, нагрузки. В пятом классе одновременно 16 предметов. Возможно так переключаться? Многие предметы по одному часу в неделю. Конечно, ребенок забывает, что он проходил. Поэтому родители, которые педагогически грамотны, могут сделать процесс более интересным"! 
 
Грамотность родителей, которые решили перейти на семейное образование, впрочем, никто не проверяет. Любой маме закон разрешает учить дома. Сторонники семейного образования объясняют это так: «главное - не научить, а научить учиться». 
 
Наталья Геда, эксперт по семейному образованию:
- "Родителям надо просто познакомить ребенка с алгоритмами работы, как сделать это. Вот он садится за русский: что надо сделать, например, по русскому? Надо открыть учебник такой, сделать упражнение. Когда ребенок понимает этот аглоритм, в этот момент уже родители могут отойти в сторону, не надо сидеть над ребенком и строго контролировать, чтобы он что-то делал". 
 
Но как ребенку самому – без мамы и папы понять физику, химию и английский? Этот вопрос родителям, которые решились на эксперимент, задают чаще всего.

Наталья Галат, практик семейного образования:
- "По физике мы вышли из ситуации так: пошли к репетитору. Но у «семейников» не так, как у обычных детей, репетитор не каждый день. Ребенок сам учит физику, и в конце четверти ребенок приходит, и репетитор корректирует, но не учитель, а профессионал-физик". 
 
Многие хоумскулеры уверены, что учиться дома быстрее, чем в школе. Программа изучается скорее, а значит, остается время для того, что действительно интересно. Не стоИт учебе и на пути больших побед. Мария Шарапова училась дома один день в неделю, остальное время отдавала теннису, тоже было с ее соперницами сестрами Уильямс. Результат очевиден всему миру.

Возможно через несколько лет если не мир, то вся страна узнает о Ксении Корнеевой. 12-тилетняя певица из Гатчины общей школе предпочла музыку. «У этой девочки большое будущее!» – сказали педагоги по вокалу, «Тогда будем учить дома» – ответила мама. Ксения Корнеева в школу перестала ходить год назад. Тогда она как раз прошла кастинг в детский мюзикл. Ну и взрослая жизнь захлеснула. 

Ксения Корнеева, певица:
- "Мне кажется, такой предмет, как технология мне не сильно нужна. А тут я могу чему-то больше уделить внимание, чему-то меньше…".
 
Ольга Корнеева, мама Ксении, практик семейного образования:
- "Я ее спросила сразу: «Сможешь сама сдавать? я не смогу тебе помогать». И она смогла. Я очень переживала. А она открывает учебник, учит, идет. Сдает! И пятерка!! Я не верила. Как так вообще можно!!!".
 
Певицу Ксению учителя хвалят- молодец, волевая! Понятие «воля» для семейного образования - это ключ к обучению. Многие хоумскулеры сталкиваются с серьезной проблемой – нет дисциплины. Свободный график - это соблазн отложить занятия на потом.
 
Любовь Сгонник, психолог-аналитик, эксперт по семейному образованию:
- "Многие семьи не умеют планировать жизнь. Планировать время, и не дети и они сами не справляются с этой задачей. Вот родители уходят на работу, они даже может и договариваются, что ребенок сделает задания, но соблазнов много, а воля маленькая. Они приходят, а ребенок не справился, не сделал, они начинают давить на него, почему не сделал. И тогда ребенок уходит в еще большую зону сопротивления. И вместо того, чтобы помочь, они начинают давить, заваливать планы. Это превращается в аврал, когда вся семья готовится. Потому что смысл тогда домашнего образования сводится к нулю. Потому что смысл в том, что ребенок сам себя обучает". 
 
Светлана Зверева, директор школы №5 г.Всеволожска:
- "На мой взгляд с 5 класса семейная форма не должна разрешаться всем, кто хочет. Не все справляются со всеми предметами. Одно дело музыку в начальной школе учить, а другое русский или иностранный язык. Приходится переносить аттестацию, когда не была усвоена программа". 
 
Если родители семейное образование не тянут, а в обычную школу идти не хотят, душа требует того самого индивидуального подхода к ребенку, для таких частные школы на любой вкус, правда, не на любой кошелек.
 
Это не перемена, это урок: то ли математика, то ли физкультура. Смешались дети: маленькие, большие; смешались программы: стандартные, экспериментальные. Школа без шаблонов. Здесь не бывает шести уроков, учеба всего два часа в день. Хочешь стой – хочешь падай.

Анна Лукьянова, директор частной школы:
- "Без всяких перемен, а зачем прерывать, нет такого, что все бросили, потому что перемена. Почему бросили? Куда пошли? Вот он стоит учит, у него процесс идет, а вот ему надоело рисовать, он пошел полежал на пуфике. Свободная работа, - оба слова важны!".
 
Главное, чем мотивируют здесь детей, - мечтой. Хочешь быть космонавтом, учись письму, математике и основам физики, хочешь врачем – учись письму, математике и биологии. Педагоги пытаются построить модель некой особенной школы, но проект явно далекой перспективы. 

Анна Лукьянова, директор частной школы:
- "Тут от родителей многое зависит. Нужно чтобы несколько поколений прошло. Чтобы родитель стал думать: «Да, наверное, можно и не так, когда в первый класс с цветами». У них еще сознание по накатанной: «Что тут плохого? Я же так учился. Я вот же я стою»". 
 
С Божьей помощью. Эта частная школа спрятана в лесах Выборгского района. Маленькая: в классах не больше четырех парт, в листе ожидания десятки тех, кто хочет сюда попасть. В начале каждого урока - молитва.
 
Андрей Петров, заместитель директора частной православной школы:
- "Тут другой мир, тут привычное слово «блин», оно табу. Его никто не произносит, вот обратите внимание. Даже если кто-то приезжает, за короткий промежуток времени мы его убеждаем, что словарь надо очищать. Все, что мы скажем, мы перед Богом ответим". 
 
В эту школу родители из Петербурга больше двух часов везут детей в понедельник, и обратно только в пятницу. Тут полный пансион. В комнатах, где живут ученики телевизора нет. Кружками, уроками и словом Божьим тут пытаются лечить и главную болезнь современных детей: никаких планшетов и компьютерных игр. Телефон разрешают по вечерам - на полтора часа, позвонить родителям.
 
Лариса Таборенкова, директор частной православной школы:
- "Мы растим дерево, а любому дереву нужна опора, такие распорки. Вот наша школа – это такие распорки. Тут вырастают наши дети сильные. А сильным и счастливым детям все нипочем!".


Дорогу, педагоги в этой школе уверены, своим подопечным показывают единственно верную, без ям и колдобин социальных пороков. 

Ирина Оглоблина учитель математики частной православной школы:
- "Все эти ЕГЭ пугают детей и учителей. Великий конфликт. Не то. что я против ЕГЭ, просто каждому по способностям. У меня есть один мальчик, он пишет романы, коллекционируют древние предметы. Но я не могу научить его таблице умножения, он не может освоить программу. Но неужели государство потеряет его, такого человека? Ему не дадут закончить школу, потому что он не знает математику, а ведь он гений! Я вот с этим я справиться не смогу…".


Если и не вырастить гения, то хотя бы не потерять в ребенке личность и при этом научить его быть счастливым. Сторонники альтернативного обучения пытаются изменить привычный образовательный код общества. В Ленобласти их один на тысячу. В стране – один на сто тысяч. Семейному образованию в России официально 25 лет, но его основатель Игорь Чапковский до сих пор уверен, что это все еще процесс рождения.
 

 

Лента новостей