В Гатчине началась масштабная реставрация Смоленских и Ингербургских ворот
В Гатчине реставраторы «дошли» до ворот... Смоленских и Ингербургских. Памятники архитектуры окружили забором и начали одевать в строительные леса.
В середине XIX века по указу Николая I с ограды Михайловского замка сняли гранитные столбы, мраморные колонны и створы. Все это, в купе со специально созданными военными арматурами в виде доспехов, в руках архитектора Глинки превратилось в ворота, которыми украсили въезд в Гатчину со стороны Петербурга и южную границу города.
Эльмира Низамова, корреспондент
За почти две сотни лет ворота не раз ремонтировали, а Смоленские даже полностью переделывали. Серьезные внешние изменения произошли в годы оккупации - фашисты похитили почти все металлические убранства. Кованые створы и решетки после войны восстанавливать не стали, не будут этого делать и в наши дни. Обследования проведены, проекты созданы и утверждены.
По распоряжению губернатора Ленобласти Александра Дрозденко в прошлом году наш главный распорядитель бюджетных средств - комитет по культуре выделил средства на проведение комплекса реставрационных работ. Была проведена конкурсная процедура и подписан контракт, цена которого 41,5 миллиона рублей. Это полный комплекс работ на этих воротах и на Смоленских (Двинских). Плюс подсветка и благоустройство территории.
Алексей Бирюков, директор Дирекции по сохранению объектов культурного наследия Ленинградской области
Фундаменты время и погода с ее капризами пощадили. Сами же конструкции из известняка, кирпича, гранита и мрамора покрылись трещинами. Но особенно досталось скульптурам с каркасами из черного металла, облицованного бронзой.
Как все привыкли видеть ржавый металл. Тоже самое происходит с бронзой, она корродирует в результате химической реакции между двумя разными металлами. Они больше не могут эксплуатироваться на улице и они требуют реставрации, консервации и помещения в музей. На эти места вернутся копии из оригинальных материалов. Но в дальнейшем у нас предусмотрены специальные прокладки между бронзой и черным металлом.
Геннадий Погонец, руководитель проекта компании-подрядчика
В мастерские отправят и другие элементы ворот. Тем же, что останется после демонтажа под открытым небом, специалисты займутся чуть позже - в более теплое время года.
Автомобилистам обещают не доставлять неудобств: менять схему движения и даже частично перекрывать дороги не будут. Завершить работы по проекту должны к концу года, сами же реставраторы намерены покинуть объекты уже в октябре.
Эльмира Низамова, Алексей Писарчук, Анастасия Земерова, "Последние известия", Гатчина