В Гатчине хотят построить уникальный аэропарк
Всё оживает в этой маленькой комнате – когда здесь говорят об авиации. Кители и техника хранятся не под стеклом. Ждут своего часа. И всё, действительно, может измениться: в Гатчине хотят возвести уникальный аэропарк в микрорайоне «Аэродром».
У него есть сердце. У него есть причина основания. А мы сейчас немножко это утратили – но должны подчеркнуть. Показать, что именно это – наша история. И дать импульс для многих других вещей, которые здесь могут происходить.
Елизавета Гречухина, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор Гатчинского района
Этот маленький музей находится как раз на месте большой будущей стройки. Площадка для экстремальных видов спорта, зоны отдыха и, конечно, самолёты – чтобы смотреть и трогать! Всё это, по просьбам жителей, включено в проект аэропарка. Он участвует во Всероссийском конкурсе "Малые города и исторические поселения". Стоимость – свыше 200 миллионов рублей. В случае победы Гатчина получит федеральное софинансирование.
Связка и создание единого пространства. Я бы назвал это основной идеей этого проекта. Плюс – выявление некой идентичности этой территории. Потому что пока в районе "Аэродром", кроме названия улиц, ничего нам не напоминает о том, что было раньше.
Александр Дёмин, архитектор, доцент кафедры дизайна и архитектурной среды СПбГАСУ
А раньше в Гатчине хотели летать. Она была главной точкой притяжения всей петербургской элиты в начале ХХ века, ещё и колыбелью русской авиации.
В Салюзях как раз был парк аэростатов и воздушных шаров. То есть они уже находились непосредственно в Гатчине. Поэтому и выбрали Гатчину для создания первого аэродрома, так как это был общий комплекс воздухоплавания.
Анатолий Старовойтов, заведующий Музеем истории авиационного двигателестроения и ремонта
В парашютную вышку тогда превратили одну из башен Гатчинского дворца. И это был аттракцион для обычных горожан. Летать как птица – за 15 копеек.
Сюрприза практически и не было: все были подготовлены. И потом: детишкам, например, пятилетним, конечно, вот этого не давали.
Игорь Долгов, историк авиации, автор книги о гатчинском аэродроме
Первый в мире парашют Глеба Котельникова тоже испытывали под Гатчиной. Манекен выбросили с высоты 200 метров. И он приземлился. Но новинку не оценили.
Если каждому лётчику это дать, будет какая неисправность с самолётом – и вот эти лётчики будут скидываться оттуда, выпрыгивать. Самолёты будут ломаться. А ведь самолёты – это у нас зарубежное. Везём издалека. Их надо сохранять. А лётчики – что, лётчики?..
Игорь Долгов, историк авиации, автор книги гатчинском аэродроме
Первые самолёты тогда закупали во Франции. И здесь их осваивали быстрее других. Гатчинская авиашкола быстро заработала репутацию. Тут служили звёзды авиации, в их числе – Валерий Чкалов. Он жил в съёмной квартире – казармы недалеко от императорского дворца. Казалось бы славная история оборвалась в шестидесятых. Когда эта площадка вдруг стала… не нужна.
Микрорайон "Аэродром" – бывшее лётное поле. Рулёжная дорожка – стала обычной трассой.
Когда этот микрорайон только планировался – тогда уже рисовали улицы на карте, думали, как их называть. И тогда уже было рекомендовано называть улицы именами людей, которые имели отношение к авиации.
Галина Паламарчук, депутат городского совета г. Гатчины
Теперь в микрорайоне есть проезд Парашютистов, аллея Воздухоплавателей, переулки Евдокимова и Котельникова. Через дорогу от них стоит одинокий разрушенный ангар. Маленькая память о большой авиации, которая в Гатчину теперь может вернуться.
Анастасия Стурова, Константин Верёвкин, Алексей Писарчук и Евгений Турчанинов, "Последние известия", Гатчина