Найти

Святые узники. В Подпорожье собирают деньги на икону с ликами священников, погибших в Свирьлаге

В Лодейном поле вспоминали свирских новомученников, узников Свирьлага, убитых в годы репрессий.

В ближайшее время на свет должна появиться народная икона с ликами священников, погибших за веру при советской власти. Местная община сейчас собирает деньги на создание образа. И, как мне кажется, он очень важен для этой земли, где, как написал наш коллега журналист из Подпорожья Петр Васильев, «потомки заключенных и охранников в новом веке создают общие семьи». Действительно важно воскресить народную память - знать ,хотя бы, тот факт, что узников Свирьлага было больше, чем нынешних жителей Лодейнопольского и Подпорожского районов. Что сотрудники Лодейнопольского НКВД отличались перевыполнением расстрельного плана, и что где-то в этом краю Ленобласти лежат в земле сотни жертв Свирьлага, уничтоженных в 37 году. Валерий Фенев заглянул в прошлое - и даже нашел уникальные фотокадры, которые помогают поверить в реальность существования на берегах Свири «машины смерти», от которой почти не осталось следа. И память - это главное.

Под тонким слоем олифы – семь ликов. Семь новомученников, тех, кто прошел через Свирские лагеря. Рядом – черно-белая фотография. Исхудалое лицо, впавшие глаза. Заключенная монахиня Мстислава Фокина. Она прошла все этапы Свирьлагеря, а была расстреляна в сорок первом на печально известном Бутовском полигоне.

ЛЮБОВЬ СОКОЛОВА, ИКОНОПИСЕЦ:

- Они все погибли. Или расстреляны. Погибли от непомерных работ и истощения в Свирьлаге. Сергей Мечев – московский священник, он сперва сидел в Свирьлаге, потом его перевели в другое место.

У Любови Соколовой скудные данные. Одно подлинное фото из Свирьлага, два - долагерного времени. И иконы, которые были написаны в начале 21 века, после того как церковь канонизировала семь священнослужителей, бывших узников Свирских лагерей. Рядом с ликами – разрушенный кафедральный собор Петра и Павла в Лодейном поле, сторожевая лагерная вышка и река Свирь.

ВАЛЕРИЙ ФЕНЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:

- Сюда, в товарных вагонах и привозили узников Свирьлага. Лодейное поле- административный центр лагеря. Здесь заключенных раздевали, отправляли на химическую отчистку, брили и одевали в робы., отправляли на участки работы. Отныне человек – не личность, это в прошлой жизни они – ученые, священники или контрабандисты или антисоветчики, теперь они бесправная серая масса.

Если бы не стены, обшитые сайдингом, легко представить, как здесь все выглядело восемьдесят лет назад. Та самая баня, в которой мыли новоприбывших заключенных. Все так же сложена у входа поленница, все также кочегар поддает жару, разогревая печь.

Лодейнопольский затон. Сейчас промзона, но даже спустя десятилетия здесь некая аура Свирьлага. Это первый пункт назначения всех заключенных. Сейчас, как и в годы репрессий, здесь пилят лес, делают мебель.

ПЕТР ВАСИЛЬЕВ, КРАЕВЕД:

- Лодейное поле было столицей Свирьлага, здесь было три тысячи заключенных. Здесь и проверки были чаще, и те, кто здесь оставался, они считались счастливчиками. Я думаю. Что здесь условия были получше, чем на делянках, где и кормили плохо, и работа была тяжелая.

Свирская ГЭС, та самая, строительство которой обошлось в сотни жизней. По подсчетам историков, одновременно в лагере находилось до пятидесяти тысяч человек. Но кто именно, их сословия, социальный статус - никто не знает. Об истории Свирьлага нет даже статьи в самой известной в мире интернет энциклопедии. А свидетелей ныне - единицы.

Ивану сейчас - 95, а тогда - подросток из деревни Важины на Свири. Помнит даже истории заключенных, цитирует их. А вот на вопрос, видел ли лично священнослужителей и сколько их было – приводит слова отца.

ИВАН ШЛЕПАКОВ, ЖИТЕЛЬ ДЕРЕВНИ ВАЖИНЫ:

- Одну баржу, папа мне рассказывал, на одну баржу охрана поместила исключительно священников. Он даже говорил, что больше 70 человек. Увезли в море, открыли кингстоны, баржу эту на дно. А на лодочках, охрана была, они и уплыли. А баржа эта вместе со священниками ушла. Не знаю, крупные ли священники или нет…. Их всех потопили.

ВАЛЕРИЙ ФЕНЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:

- Список священнослужителей, ставших узниками Свирьлага, приходится уточнять, собирая информацию буквально по крупицам, сведения разрозненны, ничтожны и разбросаны по архивам, краеведческим музеям, библиотекам. Вот, по сути, единственный монументальный труд. Четыре года жизни Свирьлага в фотографиях. История строительства, история людей.

Их показывают впервые, долгие годы четыре альбома хранились в архиве администрации Подпорожской гидростанции. Надписи от руки, пояснение к фотографиям лишь в одном из альбомов. На фото - все этапы строительства на Свири. Вот так выглядел сам лагерь, бараки до горизонта. Открываешь альбом, и, кажется, что это не Свирьлаг, а ударная стройка, где работают комсомольцы-добровольцы. Техника, землеройные машины, наладка турбины. И лишь одна фотография выбивается из ура-патриотичного ряда. На дне котлована , в грязи несколько человек с лопатами, одеты в лохмотья, а сверху люди в военной форме – надзиратели.

И в этой общей толпе, среди тысяч узников, вычленить судьбу отдельных священнослужителей практически невозможно. От того , церковь канонизировала лишь семь заключенных. При этом, не исключая, что их может быть и семьдесят и семьсот. Отец Михаил, заказавший первую в России икону Свирских Новомученников продолжает поиски.

ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ (НИКОЛАЕВ), НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА (ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ):

- Очень большая масса тех, кто отправлялся в Свирьлаг, отправлялись по религиозным убеждениям. Те, кто был членом приходского собрания, приходского совета. Не только обязательно священники. Если будем продолжать искать, мы найдем еще. Мы же с самого начала находили – одно-два имени, потом еще два имени

Ищут имена погибших священников и в подпорожском архиве. Здесь икону новомученникам Свирским пишут на народные деньги. Пока собрали десятую часть, уже сделали прорисовку.

ИЕРЕЙ ПЕТР (БОГДАНОВ), БЛАГОЧИННЫЙ ПОДПОРОЖСКОГО РАЙОНА:

- Написание иконы – это лишь маленькая часть того, что должно произойти в обществе. Мы конечно напишем эту икону. Эта икона будет всенародная, что это элемент покаяния, осознания.

5 июня должно войти в историю как день поминания Свирских Новомученников. Тогда и освятят новые иконы и в Лодейном Поле, и в Подпорожье. Впрочем, не исключено, что их придется дописывать. Как только станет известно хотя бы еще одно имя священника – узника. После канонизации его лик появится на новой иконе.

Валерий Фенев, Сергей Дедюро, Андрей Смирнов и Антон Пашукевич, Ленинградское время

Лента новостей