Найти

Реставрация Арсенального каре Гатчинского дворца увенчалась удивительным открытием

Во время Великой Отечественной войны в Арсенальном каре был пожар. И далее эти помещения использовались по непрофильному назначению. Здесь был институт научно-исследовательский. Никакой лепнины здесь уже не было. Стены были покрашены в унылый темно-зелёный цвет. 
 
Татьяна Яковлева, главный архитектор музея-заповедника «Гатчина»
Это каре и раньше видоизменяли, но не так варварски. При графе Орлове постройка была в один этаж. Второй возвели по указу Николая I. Тогда же архитектор Роман Кузьмин придал пространству нынешний вид и обогатил интерьеры. В личных комнатах царя появилась та самая стилистически сложная лепнина. 
Всё, что у нас было, это фотографии довоенные и акварели Гау. По акварелям ни глубину, ни точность деталировки лепного убранства воссоздать невозможно. Набрасывались в пластилине в мягком материале детали убранства, которые правили, подбирая аналогичные элементы по стилистике. 
 
Инна Беляева, старший научный сотрудник музея-заповедника «Гатчина»
Ещё более хлопотной оказалась работа над каминами. На снимках и картинах из-за стоящей на переднем плане мебели они почти не видны.  
Основная его часть выполнялась на машине, дальше доводилась вручную. Все эти элементы резные - это ручная работа. Разговаривали, как загнут лист, как его больше или меньше выбрать. Камины не будут действовать. Ряд каминов, точнее печей, может использоваться как воздуховоды. 
 
Инна Беляева, старший научный сотрудник музея-заповедника «Гатчина»
В Арсенальном каре было больше 60-ти каминов: из мрамора, фарфора и яшмы, итальянские и российские. Каждый уникальный по форме. До наших дней дожили только два: на мраморной лестнице и на антресольном этаже. Первый уже отреставрировали, второй ждёт консервации, как ждёт возрождения и машина-затворница – уникальная находка.          
Исследуя подвал, разобрав одну из стен, реставраторы наткнулись на небольшую комнату с мешками мусора и такими металлическими колёсами. Музейщики уверяют, это не что иное, как элементы лифта. Его создали ещё в середине 19 века при Николае I. Сначала кресло из красного дерева, обитое трипом, на тросах поднимали вручную. Позже в действие механизм приводило уже электричество. 
 
Эльмира Низамова, корреспондент 
Тогда государственной казне она обошлась в 1800 рублей, сколько будет стоить восстановление подъёмной машины по нынешним меркам - пока неизвестно.  
Подо мной как раз тот самый объект, который будет показан через стекло. Снизу мы проведём тросы. На уровне глаз посетителей будет находиться восстановленная кабинка, но эта кабинка будет неподвижная, поскольку сейчас невозможно добраться до антресольного и третьего этажей. Мы не будем разрушать перекрытия. 
 
Ирина Рыженко, заведующая сектором документальных фондов музея-заповедника «Гатчина»
Механизм работы демонстрировать планируют на макете. И, хотя былая красоты Арсенального каре уже читаема, сделать предстоит ещё много. Завершить преображение 250 квадратных метров комнат императора реставраторы должны к лету.        
 

Эльмира Низамова, Алексей Писарчук, Татьяна Константинова,«Последние известия», Гатчина  

Лента новостей