Эксперты и инвестиционная привлекательность Ленобласти: противоречие рейтингов
Накануне в четверг, 9 июля, стали известны данные рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ) по инвестиционной привлекательности регионов РФ. Ленинградская область в ТОПе оказалась на 13 месте.
Ранее об этом сообщал 47Channel. После публикации данных эксперты успомнились в объективности данного ТОПа АСи.
По данным АСИ Ленобласть опустилась на 4 пункта. Несмотря на это, 47 регион уверенно держится в ТОП-20.
Но снижение инвестиционной привлекательности противоречит "Итогам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов" за 2019 год от Национального рейтингового агентства. По мнению одних экспертов, Ленобласть подтвердила свое 7 место в 2019 году, а по данным других специалистов - сдала свои позиции вдвое.
В ходе дистанционного заседания Наблюдательного Совета АСИ президент РФ Владимир Путин поблагодарил экспертов за проделанную работу. После чего деликатно добавил: "Я согласен с тем, что нужно обновлять методологию рейтинга."
Российская Федерация со странностями в оценках мировых рейтинговых агентств сталкивается не в первый раз. Необходимость совершенствования методологии отечественныого прицнипа формирования ТОПов - задача почти что государственной важности.
Однако в настоящее время и отечественным компаниям, и регионам России формировать представление об экономической и инвестиционной привлекательности того или иного региона приходится самостоятельно. На рейтинги же - посматривать, но относиться к ним как к экспертным настроениям.
При этом, сами эксперты о рейтингах выражаются еще жестче.
К каким-либо рейтингам я в принципе отношусь скептически. Когда таких продуктов стало великое множество, то они тут же потеряли в цене и стали больше медиа-продуктом. Во-первых, мы никогда до конца не знаем полную методологию конкретного исследования. Во-вторых, исследуемое поле или объект всегда очень подвижны, и измерить какую-либо величину (значение, охват) с точностью и без погрешностей практически невозможно, даже если это исследование качественное. У каждой социологической группы свои методы работы, основанные на синтезе научного и практического подходов. Кроме того, было бы наивно полагать, что инвесторы (особенно иностранные) принимают решение о сотрудничестве с регионами нашей страны, опираясь только на рейтинги провластных структур. Предприниматели заказывают исследования у независимых социологов (маркетологов), если несут свои деньги на чужую территорию, и будем уж честными до конца – всегда ищут гарантий спокойной работы в высоких региональных кабинетах. Недавно президент говорил о том, что нам нужно совершенствовать методологию исследований. Но я не думаю, что это будет реализовано на практике. Главным образом потому, что на рынке много игроков, для которых подобные работы – основной источник доходов. Потому одна единственная "правильная" схема никому не нужна. Примеров здесь множество: от разницы в замерах уровня протестных настроений в регионе/стране, которые делают одни специалисты и утверждают, что только их исследования самые правдивые, до всевозможных попсовых "губернаторских бирж и главных повесток" вкупе с количеством упоминаний в соцсетях. Что касается замеров инвестиционной привлекательности, то самый правдивый показатель, который региональная власть может потрогать своими руками – уровень доходов бюджета по статьям поступлений
Екатерина Колесникова, директор экспертно-аналитического центра "Северо-Запад", социальный технолог
По последним данным о состоянии бюджета Ленобласти, за 1 квартал 2020 года он был исполнен с профицитом в 5,7 млрд рублей. Потрачено было лишь 29,6 млрд. По информации комитета финансов, налоговые и неналоговые поступления за 1 квартал этого года выросли на 6,3 % — 1,9 млрд рублей — по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Ранее отмечалось, что даже коронавирус и пандемия не увели бюджет 47 региона в минус.