Современные гавани, неразвитые города. Почему активная модернизация портов в Ленобласти не приводит к развитию территорий?
Развитие портовых комплексов на российском побережье Балтийского моря уже много лет один из стратегических проектов страны. Миллиарды инвестиций в создание грузовых ворот Балтики за последние годы кардинально изменили состояние областных транспортных портов. Многие из них в числе лидеров по объёму перевалки грузов по стране.
Но бурная модернизация портовой инфраструктуры почти не отразилась на городах. За границей транспортных монстров – территории-призраки, на которых жизнь, кажется, уже давно не развивается. Как живут в крупнейших портах страны, и почему у территории балтийских транспортных гаваней не выросли современные города?
Петербургский экономический форум: губернатору региона презентуют новый терминал в Усть-Луге. Впервые на всём Северо-Западе у российского порта появилась своя перевалка зерна.
По зерну это тема такая интересная и актуальная. Для области всё, что связано с зерном в плюс, мы –регион, который большой объём зерна потребляет.
Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области
А так, цель: все те грузы, которые сейчас есть на Прибалтике, в Российскую Федерацию перенаправить, вот сюда.
Константин Гончаров, президент транспортного холдинга
Порт Усть-Луга появился в начале двухтысячных. Сейчас один из самых быстроразвивающихся в Европе. Каждый год морская транспортная гавань бьёт рекорды по грузообороту.
Грузооборот превышает сейчас уже больше ста миллионов тонн. Для сравнения: Петербург даёт только чуть больше пятидесяти. Развитие этого терминала стало способствовать тому, что грузы стали переваливаться через отечественные порты.
Виталий Чернов, главный редактор информационно-аналитического агентства
От современного проекта европейского масштаба жителей квартала Судоверфь отделяют всего несколько километров, а в их доме по-прежнему нет современной канализации – под зданием что-то вроде выгребной ямы.
У нас ещё там всё забито, чтобы всё вычистить нужно привезти пять пожарных машин воды, и потом только выкачивать, и тогда все кольца очистятся, а до тех пор это так и будет, оно всё на поверхности. Уже сколько она, мы говорили, нам обещали поставить септик, но так как у администрации нету денег, и в сельсовете их нету.
Ольга Черкасова, жители посёлка Усть-Луга
Правда отголоски цивилизации сюда постепенно приходят. В этом году у дома поменяли систему отопления, поставили ноу-хау геотермальный насос. Лучше бы стены укрепили, говорят жители. Случись что, и ноу-хау отопление не поможет.
Я им так и сказала: вы нам сделаете снаружи, а внутри мы начнём гнить, вот тогда будет плохо. В подвале вода постоянно, проводка как дом поставлен, давным-давно всё выгорело.
Ольга Черкасова, жители посёлка Усть-Луга
В 2012 году в Усть-Луге запустили федеральную программу развития территорий посёлка. Анонсировали целый город – миллионы квадратных метров нового жилья, современную социальную инфраструктуру. За шесть лет в Усть-Луге появились только три новые пятиэтажки, столько же домов превратились в недострой. Никаких пешеходных дорожек, зелёных зон, современных парковок и новых дорог.
Территория посёлка Усть-Луга уникальна тем, что здесь сохранился малочисленный финно-угорский народ "Водь". Когда-то они активно населяли нынешнюю прибрежную территорию Кингисеппского района. До начала 20-го века население водь доходило до шести тысячи человек. Однако сейчас народ находится на грани исчезновения. На две деревни Кроколье и Лужицы осталось не более двух десятков вожан.
Алексей Спиричев, корреспондент
Зинаида Савельева – потомственная вожанка. Одна из немногих, кто ещё говорит на родном языке. Ей было 5 лет, когда немцы оккупировали район и депортировали всех жителей в Финляндию. После войны советская власть долго запрещала вожанам возвращаться на родную землю.
Мы сначала в Новгородскую область поехали, там жили какое-то время, потом нас пустили сюда, через год опять выгнали. Мы тогда в Эстонию поехали, у нас там родственница была, мы там жили шесть или семь лет. И только вот после смерти Сталина в 54-м году наконец вернулись уже навсегда.
Зинаида Савельева, житель деревни Кроколье
Через 50 лет после тех событий нависла ещё одна угроза выселения. Первые проекты нового порта предусматривали снос водских деревень. К счастью, их удалось отстоять. Позже одна из портовых компаний помогла вожанам в строительстве нового дома для музея.
Край мой родной, ты ведь помнишь меня босоногую. Край мой родной, ты так часто мне снишься во сне…
Усть-Лужский ДК – оплот культурной жизни посёлка. Поднимают его молодые специалисты. Александра Шишковская – директор дома культуры, приехала из Кингисеппа. До её прихода, говорит, творческих коллективов в посёлке почти не было, а сейчас целый список, хоть фестивали проводи.
Сейчас у нас 11 формирований любительских, в которые входят и взрослые, и дети. Это и детские хоры, и рисование, и военно-патриотический клуб. У нас есть только одна большая проблема, что у нас очень маленькое помещение. Одно большое помещение, которое используем для всего: и под концерты, и под площадки, и для занятий, и прочее.
Александра Шишковская, директор дома культуры п. Усть-Луга
Еще перед стартом программы развития Усть-Луги строители предупреждали, что не смогут строить новый город, если чиновники не решат проблему очистки канализации. Сточные воды фильтрует комплекс 70-х годов постройки. Давно устарел и перегружен.
На строительство новой очистной региональный бюджет выделил 180 миллионов рублей. Комплекс уже три года как стоит, но запустить его до сих пор не могут. Подрядчики пеняют на местных властей, те в свою очередь на строителей, до сих пор ведут баталии в суде.
Подрядчики не очень качественно отработали по документам, внесли изменения в проект сами без согласования с экспертизой. Мы сейчас получаем вторую экспертизу и хотим увидеть, в какой стадии, что нам нужно на достройку, сколько нам надо денег на проектирование, допроектирование, что нужно поменять, может что-то улучшить, чтобы качественно было. Надеюсь, они не скажут, что сносить надо.
Пётр Лимин, руководитель администрации МО "Усть-Лужское СП"
Из социальных объектов пока что появилась только новая школа. Правда, две трети денег на это строительство пришло из областного бюджета.
Большинство детей приходит пешком, в старой школе у нас привозились все 200 человек, сейчас на подвозе у нас только 130 человек. Количество детей прибавилось, теперь их стало на 120 человек больше, и на сегодняшний день мы выходим почти что на проектную мощность. Сегодня 325 детей учеников, а школа рассчитана на 350 человек.
Людмила Васильева, директор школы посёлка Усть-Луга
Соседство с портом европейского уровня страны, пока не озолотил Усть-Лужский бюджет. Доходы казны сравнимы с цифрами в соседних муниципалитетах района, где никаких портов нет. Чиновники, впрочем уверяют: портовики помогают, было затишье, но в планах на ближайшие годы много строек.
Сейчас сколько бы они не привлекали средств на свою территорию, есть порядок распределения налоговых отчислений. Уходит всё сначала в Кингисеппский район, а уже потом в регион. Наиболее успешный платит больше, тот кто ничего не делает, почти ничего не платит, и получается рядом два муниципальных образования: в одном так, как вы сказали – никаких усилий не предпринимается, в другом идёт большая стройка, а бюджет приблизительно одинаковый.
Александр Ходачек, доктор экономических наук ГУ ВШЭ
Один из самых старых портов на Балтике. Появился ещё во времена Швеции. Служил гаванью для торговых и военных судов. Сейчас здесь активно развивается крупный угольный терминал. В декабре прошлого года поставлен рекорд. Впервые отгрузили на экспорт больше 7 миллионов тонн.
Программа предусматривала объём до 12 миллионов тонн в год. Уголь сейчас – один из самых востребованных для портов грузов, поэтому, я думаю, имеется перспектива для развития угольного терминала.
Виталий Чернов, главный редактор информационно-аналитического агентства
Высоцк – один из самых маленьких городов России. Здесь живёт всего тысяча человек. Меньше только Чекалин в Тульской области. Вот карта города, всего несколько улиц. Путь от одного конца города в другой не больше 15 минут.
Алексей Спиричев, корреспондент
До конца девяностых простому смертному сюда было не попасть. Здесь находилась секретная пограничная служба, охраняла рубежи союза на Балтийском море. Здесь и сейчас базируется отдельная бригада сторожевых кораблей. Высоцк до сих пор называют городом офицеров.
Основная масса жителей здесь – это, конечно, военнослужащие: бывшие, действующие, ветераны. Здесь всё как по уставу, всё должно быть продумано, чётко, ни влево, ни вправо.
Евгений Шестаков, глава администрации МО "Высоцкое городское поселение"
Закрытый статус имел много плюсов: не было преступности, бездомных, туристы не раскидывали мусор по берегу. Но строгие пограничные правила не давали ход развитию культурной жизни. Вопрос: "Где отдохнуть?", – в городе острый. Ни кинотеатра, ни дома культуры, спортплощадка одна на весь город; два года назад, правда, начали строить физкультурный комплекс, но стройка пошла неудачно.
Но они нарушили ГОСТы при строительстве, отошли от проектной документации, строительство прекратилось. Всё-таки здесь будут заниматься дети в первую очередь, и надо на первом этапе выявлять все нюансы. Будет меняться подрядчик, новые торги будут объявляться.
Евгений Шестаков, глава администрации МО "Высоцкое городское поселение"
Городская библиотека – единственный культурный центр в городе. Здесь не только читают книжки, но иногда показывают кино.
Вера Пешкичева работает сразу на три фронта. Утром кукольный спектакль для детей, днём работа с библиотечным фондом, вечером – подборка материалов для городской газеты. Главная тема последнего номера – Высоцк попал в областную программу создания комфортной среды.
Они выделяют средства тем, кто представляет свои проекты. Администрация приняла участие в этом проекте и выиграла его, и теперь вот у нас будет парк.
Вера Пешкичева, библиотекарь, журналист
Вера Пешкичева ещё и пишет книгу об истории Высоцка. Кроме исторических событий журналист хочет подробно рассказать об известных жителях. В их числе знаменитый советский режиссёр Станислав Ростоцкий. Создатель культовых фильмов "Доживём до понедельника", "А зори здесь тихие" последние годы прожил в этом маленьком доме на берегу острова.
Вот домик сохранился, такой спокойный. Кажется, что вот сейчас откроется дверь, выйдет к нам он и пригласит в гости.
Вера Пешкичева, библиотекарь, журналист
Именем режиссёра названа местная школа. Несколько лет назад в одном из помещений открыли музей Станислава Ростоцкого. Его родные передали школе много личных вещей режиссера.
У нас даже выставлены трудовые книжки как Нины Меньшиковой, супруги, так и Станислава Ростоцкого, так и у того, у другого записано одно единственное место работы – Киностудия имени Горького, понимаете, столько лет проработать.
Главное достояние города – остатки крепости Тронгзунд 19-го века. Построена для охраны морских подступов к Выборгу по приказу Петра I.
Возле некоторых частей крепости опасно находиться, так как она активно разрушается, фактически превращаясь в руины. Когда город открыли, неоднократно были идеи восстановить часть сооружений и даже сделать в них музей, но дальше разговоров дело не зашло.
Алексей Спиричев, корреспондент
Несмотря на плачевное состояние в этом году у крепости ожидают большой наплыв туристов. Высоцк попал в число областных туристических маршрутов для гостей Чемпионата мира по футболу. Хоть небольшой, но кусочек мировой славы достанется, говорят жители.
Это хорошо, это приток туристов, в общем-то в планах есть сделать здесь определённую туристическую тропу нам, во-первых, это и какие-то инвестиции нам.
Игорь Ерофеев, глава МО "Высоцкое городское поселение"
Стратегический транспортный объект страны, конечная точка балтийской трубопроводной системы – через порт города Приморск идёт 20% морского экспорта российской нефти.
Основная задача – это экспорт российской нефти, нефтепродуктов, обеспечение стабильных поставок российских нефтеналивных грузов покупателям за границу. Порт Приморска – один из крупнейших в России по величине грузооборота.
Виталий Чернов, главный редактор информационно-аналитического агентства
Современная часть города построена в период расцвета приморского отделения КБ Энергомаш. Недалеко от города был целый научный центр, там строили двигатели для космических кораблей. Ирина Финогенова – один из ветеранов научного центра. В КБ проработала почти 15 лет, сначала инженером в испытательном цехе, потом на производстве деталей для двигателей знаменитых Буранов.
Раньше город, конечно, полностью зависел от филиала Энергомаш. Это было градообразующее предприятие – детские сады, всё было от филиала. Город был чистый, ухоженный, можно было по любому поводу пожаловаться, что-то сказать, сейчас, конечно уже не так, рушится всё.
Ирина Финогенова, житель г. Приморск
Скандал последних месяцев. Во дворах массово спиливают деревья. Жители возмущены; в то время, как город страдает от нехватки зелёных зон, коммунальщики не стесняются уничтожать целые сады.
Тут сейчас ставят машины, я не знаю, для того его изуродовали, чтобы ставить машины или просто потому, что он стал изуродованным, стали ставить машины.
Ирина Финогенова, житель г. Приморск
Говорят, местные коммунальные службы нормально даже с мусором разобраться не в силах. Пакеты с отходами после городского субботника накануне Дня Победы убирать не торопились.
Вот такая ситуация с помойками у нас происходит каждую весну. Люди собирают мусор, а потом он может у нас лежать год, до тех пор, пока мусор не разложат и не разнесут по всему двору по сторонам.
Марина Барсукова, житель города Приморск
А ещё, по словам жителей, во многих домах протекает канализация, в некоторых подъездах наглядно видны пробитые трубы, но в управляющих компаниях почему-то не находят повода их починить.
Я не говорю, что УК работает хорошо, не буду говорить, что плохо, потому что обслуживание жилфонда, в котором установлен тариф, не предусматривающий ни ремонтов подъездов, ни многого другого, чего хотелось бы увидеть жильцам, этого в тарифе нет. Чтобы туда включить ряд работ по ремонту подъездов, зон благоустройства, нужно провести собрания. На моей памяти из 35 собраний состоявшимися были два признаны.
Николай Столяров, и.о главы МО "Приморское городское поселение"
Но главная проблема – вода. Для питья даже кипячёная не годится. Спасают разве что дорогие фильтры, правда надолго их не хватает.
Вот посмотрите, какой налёт идёт сверху, вот она грязь, вот я надавливаю, смотрите, что происходит, видите, вот она слизь пошла. Это идёт вот такая вот вода. Я не знаю, я не специалист, но пользоваться вот такой водой, сами знаете, опасно для жизни.
Причину видят не только в изношенных трубах, но и в загрязнении водозабора. В то же озеро, где берут воду, стекает местная канализация – комплекс, который должен фильтровать стоки уже много лет заброшен.
Загрязнение происходит из года в год, а учитывая, сколько средств сейчас применяется стиральных, лекарственных, и мы считаем, что сейчас в наших канализационных стоках находится вся таблица Менделеева, и как это всё повлияет на здоровье людей, которые здесь находятся.
Ольга Колесова, член общественного совета пос. Рябово
Один из архитектурных шедевров Карельского перешейка, кирха святой Марии Магдалины – символ Приморска. Когда территория отошла к СССР, здесь разместили дом культуры. Он тут и сейчас. А с середины девяностых открыт краеведческий музей.
Мы видим на фотографии как выглядела церковь, внутри было очень органично и красиво: высокие сводчатые потолки, скамьи, балконная часть. 31 регистровый орган также очень красивый, он был также по проекту выполнен, но, к сожалению, он был утрачен.
Елена Лихачёва, сотрудник музея
Долгий подъём на башню-звонницу, сверху открываются красивые виды на город. Раньше попасть сюда мог любой желающий, два года назад доступ сюда закрыли – перекрытия ненадёжные, да и стены осыпаются. Говорят, это следствие многочисленных послевоенных переделок, нарушилась структура здания, к тому же внутри нет отопления уже 30 лет.
Вот видите, разрушилась уже штукатурка, разрушился слой сетки рабицы финской, и вот уже кирпичи крошатся. Всё набухло, всё повисло, и вот опасность обрушения этой стены очевидна.Елена Лихачёва, сотрудник музея
Однако городской бюджет восстанавливать памятник не в состоянии. Недавний ремонт кровли и то проходил за счёт меценатов – не портовых. Что уже говорить о реконструкции башни и ремонте котельной.
Проблема в чём, объект культурного наследия, где есть эта формулировка – там всегда проблема. На сегодняшний день запрошены охранные обязательства, приглашаем мы проектировщиков, имеющих допуск, будем мы проводить какие-то проектные, пред проектные работы, чтобы понять сумму необходимую.
Николай Столяров, и.о главы МО "Приморское городское поселение"
Пока что в планах лишь благоустройство территории кирхи. Город попал в призёры областного конкурса пешеходных зон. В следующем году проект из Приморска получит региональные деньги на строительство.
О теме социальной поддержки городов ни одна из портовых организаций поговорить с нами не согласилась. По словам чиновников, вся помощь ограничивается поддержкой небольших культурных и спортивных мероприятий, но примеров масштабных вложений в инфраструктуру – пока немного. Впрочем, как говорят экономисты, требовать развитие портовых городов нужно не с бизнеса, а с федеральных властей.
Вопрос внесения изменений в налоговый кодекс для того, чтобы вот такие особые муниципальные образования, я их называю особыми, чтобы был предусмотрен порядок оставления в части налогов на территории, тогда они заживут очень хорошо. Высоцк, Приморск, Усть-Лугу, мы все хорошо знаем, там оборот каждый год растёт, либо для таких особых территорий надо объявлять их территориями опережающего развития, либо создавать портовые зоны, либо режим свободный порт. Должна быть консолидированная позиция глав регионов и органов местного самоуправления на сходных территориях, но хотя бы в Северо-Западном округе.
Александр Ходачек, доктор экономических наук ГУ ВШЭ
О важности таких налоговых перемен говорят не первый год, но будет ли эти поправки когда-нибудь приняты – большой вопрос, а такие реформы для малых городов, говорят эксперты, нужны как можно скорее.