Найти

Почему Ленобласть считается местом зарождения русского маячного дела?

  1. 1. Почему Ленобласть считается местом зарождения русского маячного дела?

Ленинградская область фактически является местом зарождения русского маячного дела. Неудивительно, что старейший в России маяк находится именно в 47 регионе.

О надёжных, старинных и красивых маяках области расскажет и подскажет, как и где их увидеть, историк, фотограф, член Русского Географического общества Андрей Стрельников.  

НЛО: На территории Российской Федерации находится 350 маяков. Сколько из них приходится на территорию Ленинградской области?

А.С.: Всего в Балтийском регионе около 30 маяков. И примерно добрая половина из них находится на территории Ленинградской области. На самом деле, что такое маяк? Маяк – это средство навигационного обеспечения, это путеводный огонь для мореплавателя, который светит на дальность более 10 морских миль.  Этот список можно было бы и расширить, потому что некоторые навигационные знаки, которые везде обозначены и числятся, как навигационные знаки, по своим световым характеристикам могут называться маяками.

НЛО: Зато на территории Ленинградской области находится, если не старейший, то один из старейших маяков в России.

А.С.: Да, это маяк Толбухин.  Пожалуй, он старейший на территории Российской Федерации. 28 августа 2019 года ему исполнилось 300 лет. Он был основан на достаточно опасной банке, к западу от острова Котлин по личному указанию императора Петра І. Сначала это был огонь, потом это было деревянное строение. Естественно с течением времени оно  разрушалось. И  вот эта нынешняя красивая белая башня, которая встречает всех мореплавателей, яхтсменов, идущих с запада к Кронштадту, была построена в начале XIX столетия. И даже с этой точки зрения, это тоже уникальный объект, потому что таких маячных башен очень мало.

НЛО: А почему называется Толбухин?

А.С.: Все дело в том, что первоначально этот маяк назывался Кроншлотский. Но в середине XVIII века его начали называть в честь офицера Толбухина. Именно под руководством этого офицера русские войска "опрокинули" шведский десант и не дали им захватить остров Котлин во время русско-шведской войны.

НЛО: А этот маяк можно посетить?

А.С.: Его можно посетить, но только по специальному разрешению Министерства обороны. Дело в том, что все морские маяки находятся в ведении Минобороны и являются военными объектами. Не случайно, даже маячники – это вольнонаемные служащие Министерства обороны. К сожалению, в рамках именно экскурсионной группы,  как туристу, это сделать невозможно. Это можно сделать по профессиональной необходимости. То есть, если ты пишешь книгу  про маяки и тебе необходимо ознакомиться с исторической конструкцией, то, безусловно, можно это сделать.

НЛО: Но издалека-то на него можно посмотреть?

А.С.: Да, конечно. Более того, как раз в Петербурге и в окрестностях в последние годы популярны туры по маякам. Ребята действительно возят. Экскурсовод рассказывает историю этого места, экскурсанты рассматривают фотографии, некоторые экскурсоводы еще и поют песни на морскую тематику и все дут дальше. Но на сам маяк не попадают.

НЛО: Учитывая такое большое разнообразие интересных мест, где можно увидеть маяки разных лет, начиная от XVIII века и заканчивая ХХ, создаются ли специальные  туристические маршруты по этим местам?

А.С.: Комитет по  туризму Ленинградской области подготовил несколько маршрутов по маякам. Мы можем, например, отправиться на южный берег Ладожского озера и походить мимо интересных и красивых маяков. Это Стороженский и  Осиновецкий маяки. 

НЛО: Почему Стороженский и Осиновецкий маяки, о которых Вы сказали, называют маяками-близнецами?

А.С.: Дело все в том, что они построены практически в одно и тоже время в самом начале ХХ века по практически идентичным проектам. У них еще были два брата, это Бугровский маяк, который сейчас находится в руинированном состоянии, хотя и действует. Маяк был разрушен во время Великой Отечественной войны. Также на восточном побережье Ладожского озера находился Табановасский маяк. Эти вот четыре маяка: Стороженский , Осиновецкий , Табановасский и Бугровский – это было четыре брата, это была большая семья. Но, к сожалению, война двух из них не пощадила. 

НЛО: А насколько реально существует проблема сохранения уже не действующих маяков от вандалов, от людей, которые, скажем так, не совсем аккуратно относятся к своему историческому наследию?

А.С.: В прошлом году Ленинградское областное отделение РГО в рамках нашего проекта "Маяки Северо-Запада России" вместе с Управлением навигации и океанографии проводили специальный круглый стол в рамках VII Санкт-Петербургского культурного форума. И как раз обсуждали вот эту тематику маяков, как объектов культурного наследия. В принципе, большинство действующих маяков защищены от вандализма. Но заброшенных маяков на самом деле на территории Ленинградской области не так уж и много. По большому счёту, это  Нижний Николаевский маяк у форта "Кроншлот", но до него еще нужно дойти.  Вы знаете, я там бывал раза три, но все экскурсанты, видимо, как-то относятся  с уважением к этому "старичку", там ни надписей и ничего такого нет.

НЛО: А к каким еще маякам можно, по крайней мере, подобраться на расстояние вытянутой руки?

А.С.: В первую очередь, это Кронштадтские маяки и Задний створный маяк Санкт-Петербургского канала. Для того, чтобы им полюбоваться, необходимо приехать в Кронштадт, можно даже увидеть его с берега. Существуют экскурсии, можно арендовать катер. Капитан проведёт по Кронштадтскому фарватеру, покажет маяки, расскажет. Такие экскурсии есть. Потом, если вы боитесь, допустим, морских прогулок, они вам не нравятся, то  можете сесть в машину и доехать до прекрасного мыса Шепелевский с действительно красивым маяком. Если ехать из Петербурга, то примерно километров сто, не доезжая до Соснового Бора. На машине, в принципе, это полтора часа, не так много, и оно того стоит. Очень красивые закаты, очень красивый мыс, очень красивые виды. То есть, по большому счету, это как бы такой небольшой курорт.

Над подкастами работали: Наталья Костицина, Кирилл Манжула, Анна Шаповалова.

Лента новостей