Найти

PR-директор издательства "Самокат": детский книжный рынок даже в самые непростые времена продолжает жить и развиваться

  1. 1. PR-директор издательства "Самокат": детский книжный рынок даже в самые непростые времена продолжает жить и развиваться

Детский книжный рынок даже в самые непростые времена продолжает жить и развиваться. Пиар-директор издательства "Самокат" Мария Орлова объяснила ведущим подкаста « Недетский лепет о…или НЛО» Наталье Костициной и Кириллу Манжула почему так происходит, а также дала советы родителям по выбору книг для детей.

НЛО: Складывается ощущение, что именно сейчас в России началась эпоха ренессанса детской литературы. Об этом говорила в нашем подкасте и писатель Нина Дашевская, связав это с возникновением большого количества маленьких издательств, которые выпускают на книжный рынок книги ранее неизвестные и неиздававшиеся. С чем связан этот бум интереса к детской литературе?

М.О.: Наверное, все-таки с таким бумом детства, который мы наблюдаем последние лет десять. Родители стали, что называется, инвестировать в своих детей, в их образование, развитие ,чтение. И поэтому детский книжный рынок - это единственная часть книжного рынка страны, которая не падает.

НЛО: Какие книги Вашего издательства Вы бы предложили прочесть? Начнем с малышей.

М.О.: Родителям самых маленьких детишек советую обратить внимание на серию "Городок" Ротраут Сузанны Бернер. Это огромные картонные книги, которые называются немецким словом "виммельбух", и в них нет практически ни одного слова. Это картонная крепкая книжка, которая выдержит все "издевательства" ребенка над ней: размазывание каши, катание по ней машинки. А можно ее использовать как молоток. На каждом развороте книги есть часть окружающего нас мира, который ребенок в этом возрасте только начинает познавать и он должен узнать названия предметов в этом мире: устройство дома, магазин, парк, главную городскую площадь. Для тех, кому от 4-х до 7-ми, советую мою любимую книжку "Бабушка!- кричит Фридер" про пятилетнего шалопая, очень похожего на всяких непосед из произведений Сергея Носова или Виктора Драгунского. Начиная с семи лет и до бесконечности, конечно же, книги "Собака Пес" Даниэля Пеннака и "Вафельное сердце" Марии Парр. Десятилетним предлагаю обратить внимание на прекрасный, очень серьезный роман Сары Пеннипакер "Пакс", а подросткам очень рекомендую всю нашу серию "Встречное движение".

НЛО: Но это художественная литература. А научно-популярная, книги на тему "Хочу все знать"?

М.О.: Научпоп сегодня очень популярен и у детей и у взрослых. И это, безусловно, одна из тенденций. Прекрасные энциклопедии для детей выпускает издательство "Манн, Иванов и Фербер". И у "Самоката" направление non-fiction очень хорошее. Обратите внимание на книгу "Карты"-иллюстрированный атлас по сорока двум странам мира. Нарисовано всё, что есть в каждой стране: от еды до промышленности. Есть книжки для маленьких читателей: "История жизни. Моя первая книга о Вселенной", "История космоса", и "История людей".

НЛО: Это переводные или отечественные книги?

М.О.: Это переводные книжки. Но и у нас есть свой потрясающий российский автор, который пишет в жанре non-fiction. Это новосибирский биолог Ольга Посух. Она работает в Новосибирском Академгородке, занимается микробиологией, насекомыми, пишет научные статьи. И как-то она взяла и нарисовала комикс о мухах- дрозофилах в космосе, про то, как они направлялись туда и что из этого получилось. Оказалось, что визуально эту историю рассказать понятнее и интереснее.

НЛО: У Вас немалый опыт общения с читателями. А сами дети о чем и что хотят читать?

М.О.: С детьми тут сложно, потому что они обычно под надзором взрослых. Есть такие, кому родители дают свободу выбора книги. Но чаще всего взрослые одергивают ребенка: "Нет, нет. Эта книжечка тебе не нужна, положи на место. Тебе нужна другая книжечка, какую я сказал". Дети, конечно, выбирают визуально. И дети разные. Очень многие любят non-fiction или любят "втыкаться в книжку". Взял в руки, зачитался и не оторвать от книги. Подростки любят комиксы и они совершенно не боятся того, что называется "сложными темами", скорее, они сами ищут такие темы в книгах. Они все очень много говорят о себе, о своих чувствах, о переживаниях, о том, как им сложно, непонятно, и как найти себя в этом мире. Это очень характерные особенности для такого жанра в литературе, как young adult. Это популярнейший в мире литературный жанр, он адресован людям от 15 до 30 лет.

НЛО: Как в нынешнем книжном многообразии найти ту самую книгу и не прогадать?

М.О.: Обращать внимание на то, кто издаёт книгу. Для меня удивительна история, когда говорят: "Я не смотрю на значок издательства". Потому что когда ты выбираешь кефир, ты смотришь на его производителя, когда ты покупаешь ботинки, ты смотришь на марку, когда ты выбираешь машину, ты знаешь, какие технические характеристики имеет та или иная марка. У издательств тоже самое. Вот вам понравилась эта книжка, скорее всего, вам по дороге с этим издательством.

НЛО: Издательства детской литературы дружат между собой?

М.О.: Это сообщество, в котором другу другу помогают, друг про друга рассказывают. По крайней мере, мне бы хотелось так считать и думать, потому что мы все делаем общее дело. Так что все мы дружим и говорим, что мы все не против Чуковского, Барто и Паустовского, но как бы рядом с ними. Потому что, как научила меня когда-то прекрасный библиотекарь Людмила Степанова: "Дети имеют право на своё время и своё видение мира". И не обязательно в них заталкивать свою родительскую ностальгию. Они имеют право на созвучное их времени звучание и иллюстрацию текста.

Полностью 30-минутный разговор с пиар-директором издательства "Самокат" Марией Орловой слушайте в подкасте "Недетский лепет о... или НЛО"

Над подкастами работали: Наталья Костицина, Кирилл Манжула, Анна Шаповалова.

Лента новостей