Найти

Остров Гогланд раскрывает вековые тайны

Тысячи погубленных  жизней.

Были вытащены ещё и женские трупы, могил женских нет.

Оглушительный треск обреченных кораблей.

Когда держишь в руках такие предметы по-настоящему замирает сердце, это - настоящий рубанок английского корабля.

Вековая история на дне Финского залива. В шуме ветра и волн Балтики по-прежнему хозяйничают призраки грозного острова Гогланд.  

Акватория близ острова Гогланд - бермудский треугольник Балтики, на данный момент известно о сотнях кораблей, которые по разным причинам причалили здесь на дно Залива, говорят - английские бизнесмены специально топили здесь пустые суда, чтобы получать за их страховку.

Александр Громов, корреспондент

Погружение на мини-субмарине, прозванной "апельсином" - кульминация экспедиции Центра Подводных Исследований РГО. Для археологов море здесь поистине бездонно. 

Второй первому, принимаю вас на отлично, все системы в норме, продолжаю работу.

Зеленую муть Балтики луч мощного прожектора пронзает лишь на пару метров. Глубина 20. Дальше - спускаемся вслепую. 

Это - стандартная балтийская видимость, и нам очень повезло, поскольку мы можем видеть метра на три, на четыре, бывает так, что приходится работать на ощупь.

Сергей Фокин, исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин

Спустя минуту из мрака выплывает суровый силуэт парового фрегата "Олег". Неся на борту более 60 пушек, от Сирии до Бразилии корабль уверенно диктовал конкурентам интересы Российской Империи.

Это - заокенский рейдер, который должен был ходить по Атлантике, в то время нашими врагами были Англия и Франция, и собственно работать, как такой - пиратский - корабль, который должен был уничтожать торговлю.

Андрей Лукошков, научный консультант ЦПИ РГО

Гибель уже почти списанного фрегата исследователи называют одной из самых нелепых катастроф в истории российского флота. 

Фрегат "Олег", что называется - лавировал, лавировал, да не вылавировал - в 1869 году во время учений боевой корабль получил пробоину от соседнего судна и за 15 минут ушёл на дно, теперь - шутят исследователи - в Финском заливе лежит настоящий девятиэтажный дом.

Кроме посуды с глубины в полсотни метров исследователям удалось поднять убойное оружие морской пехоты середины 19 века. Пролежав полтора века, орудие требует очень трепетного отношения.  

В реставрации инструменты зубного очень часто используются, зубные инструменты, всякие зондики, скальпелечки, реставраторы этим и работают, потому, что работа сродни хирургической.

Роман Прохоров, археолог, водолаз-исследователь ЦПИ РГО

Всех участников погружения к "Олегу" сотрудники Русского Географического Общества тут же посвятили в подводники. Обязательная часть ритуала - кружка забортной воды.

Земля на горизонте - это Финляндия - до неё всего 40 километров. Чуть дальше - Эстония. Негостеприимный Гогланд первым встречал заморских купцов, которые нередко здесь оставались навсегда.
 
Более полутора тысяч единиц посуды водолазы  подняли с палубы английского кеча. Жёны членов его экипажа в далекой Англии так и не узнали, в каких краях сгинули их мужья.

Там же тела человеческие есть, скелеты, там упали мачты, и парусами накрыло, ну там, судя по всему, два человека лежит.

Андрей Лукошков, научный консультант ЦПИ РГО

Благодаря исследователям у нас появилась уникальная возможность прикоснуться к руке английского гончара середины 19 века. 

Тут вот - довольно характерно - когда мастер лепит ручки, оставляет свои пальчики.

Больше, чем за столетие посуда не разбилась. Кроме этого, на борту кеча удалось сделать менее яркие, но куда более редкие находки. 

Когда держишь в руках такие предметы, по-настоящему замирает сердце - это настоящий рубанок с английского корабля конца 19 века - вещь в идеальном состоянии, но всё-таки, как говорят специалисты, она довольно хрупкая, поэтому - держать её надо осторожно и даже класть очень бережно.

Александр Громов, корреспондент

Балтика - зеркало, погода - курорт, видимость - миллион на миллион  - местная мантра, скорее для самоуспокоения. В заливе волны - море "закрыто", водолазы скучают на берегу.

На грани, но прогноз - на усиление, поэтому сейчас будем думать.

Пользуясь случаем уходим в глубь острова. 

Где-то здесь, говорят археологи, есть настоящее кладбище кораблей - жуткое место - нам сказали, добираться до него минут 30, но мы уже почти час прыгаем по скалам, бродим по лесу, а берега до сих пор не видно.

Так же, как моряки радуются земле, мы ликуем, заметив море, которое искрится за душистыми соснами. 

Ну вот, кажется, мы и добрались, и судя по всему - это действительно самое проклятое место на этом суровом острове.

Александр Громов, корреспондент

Пешком по каменной реке выходим на берег. Огромные буи, будто космические ракеты. Над сгнившей техникой возвышается ржавый гигант. 

В 2003 году исследовательское судно "Леонид Дёмин" перевозили в одну из прибалтийских стран, что называется - на иголки, шторм выбросил корабль на пляж острова Гогланд, после этого уже сгнивший металлолом неоднократно пытались сдвинуть с мертвой точки, но все буксиры и баржи тонули здесь или садились на мель.

Куски металлической плоти из боков мертвого "кита" охотникам за ломом всё же удается вырвать. Корпус "Дёмина" лопнул, шторма крушат огромный корабль. 

На первый взгляд - это совершенно неприступный пляж, здесь, кажется, сама природа оградила остров от чужаков, и тем не менее, тут - на берегу - догнивает сразу два забора колючей проволоки, а вот там - в скале - виднеется ДОТ.

"Колючку" и рукотворную пещеру с войны оставили солдаты из страны суоми. Ржавая сеть опоясывает весь остров. А ведь в 20-х Гогланд, оказывается, был финским Монте-Карло. 

Когда курортников стало около 30 тысяч - они запротестовали и просили финское правительство ограничить доступ на остров, ну, конечно, никто этого делать не стал.

Михаил Агеев, метеоролог

Яхты, дамы в шикарных платьях, это сейчас на Гогланде - только водолазы и военные, а когда-то в этом здании располагался дом отдыха, а в этом зале находилось настоящее казино.

Неподалёку от Дома отдыха - место вечного упокоения - старое финское кладбище. Среди могил 19 века, выделяются три ограды  белые - будто кители моряков.  

Здесь похоронено 27 "американцев". Часть экипажа корабля "Америка", который холодной осенней ночью 1856 с грузом стройматериала налетел на мель. 

Корабль тёк, как решето, насосы откачивали воду не переставая, но нужно было везти, поэтому - ничего не оставалось делать. 

Андрей Лукошков, научный консультант ЦПИ РГО

Диковинное название парусник получил по месту рождения. Корабль из Нью-Йорка однажды приглянулся императору Николаю I.

Император любил красивых женщин, красивых лошадей, почему бы не купить красивый корабль?

Открыв больше 10 островов в Тихом океане, обрусевший иностранец погиб уже перед "выходом на пенсию". Эта трагедия породила ещё одну жуткую легенду острова Гогланд. 

Кроме экипажа корабля, было 26 человек моряков, которые ехали служить в Ревель, и вероятно они ехали с жёнами, потому что были вытащены ещё и женские трупы.

Могила жён моряков, предполагают историки, скорее всего, навсегда затерялась где-то в лесах Гогланда. 

После суток на суше, вместе с водолазами Центра Подводных Исследований выдвигаемся на место крушения загадочного корабля. 

Прямо под нами лежит голландский галеас "Гибрудерс", из-за экзотического украшения на носу корабль прозвали "Египтянин".

Видно, что голова, на шее - украшение в виде ожерелья, золотистое, ну каким-то металлом и плюс резьба, резное платье .

Иван Галайдай, водолаз-исследователь ЦПИ РГО

Немое море скрывает еще сотни историй. Но пока ночью садимся на "УКашку" - учебный катер отправляется в Кронштадт. Впрочем, так быстро Гогланд не отпускает. На Балтике снова волны, разрешение на выход из штаба флота получаем только к полудню. И лишь услышав команду - "отдать швартовы!", понимаем - эта загадочная земля по-прежнему заражает в самом лучшем смысле этого слова настоящей морской болезнью.

Александр Громов, Сергей Дедюро и Антон Пашукевич "Последние известия" с острова Гогланд.

Лента новостей