Найти

Нина Дашевская: "Я не вижу разницы между взрослым читателем и подростком"

  1. 1. Почему взрослые читают подростковую прозу и зачем им это нужно?

Почему взрослые читают подростковую прозу и зачем им это нужно? Как дети приходят в "большую литературу" через "плохие тексты"? Об этом ведущим подкаста «Недетский лепет о…или НЛО» Наталье Костициной и Кириллу Манжула рассказала детский писатель Нина Дашевская.

НЛО: В одном из Ваших интервью вы упомянули, что есть немало взрослых, любящих и уважающих чтение именно подростковой литературы. Почему, с Вашей точки зрения, взрослые читают подростковую книгу?

Н.Д.: Я не вижу разницы между взрослым читателем и подростком, то есть, мой адресат - человек и от 12 лет, и от 8-ми, и старше и младше. Если человеку рано, то он не будет читать мои книги, если он вышел из этого состояния, - не из этого возраста, а из этого состояния, - потом он может быть вернётся. Я всегда читала подростковые книжки и не только потому, что я это пишу и мне нужно для работы. Я читала всегда. И нет ничего удивительного в том, что люди читают книжки, написанные для детей и подростков, и не потому, что у них есть дети, чтобы они могли лучше понять своих детей, или не потому, что они работают с детьми или они работают в школе. Это то же самое, как отцы покупают детям игрушечный вертолёт не для того, чтобы дети играли, а чтобы самому играть. Но позвольте себе лично, не ребенку, а себе купить этот вертолёт. Купи и играй. Иными словами, можно купить такую книгу и читать себе, и ничего в этом такого удивительного нет.

НЛО: А какие книжки Вы читали?

Н.Д.: Я читала всё, что мне попадалось. Я была совершенно всеядная. И был период, наверное, лет в 11-13, когда я очень много читала фантастики. Я всегда любила короткую форму, чтобы начать и сразу закончить. Большие тексты меня пугали. Потом лет в 14 я прочла Набокова и мне стало понятно, что словами можно не просто рассказывать историю, а делать что-то еще вокруг, и что текст может быть непонятным, а таким вот, собственно говоря, из чего делается литература.

НЛО: А Набокова вы для себя сами открыли или кто-то посоветовал?

Н.Д.: У меня была такая счастливая ситуация: у меня старший брат и старшая сестра. Сестра, которая говорила: "Не трогай мои книжки, не читай, тебе это рано". И вот это "не читай, тебе это рано", как мне представляется, самая лучшая мотивация к любому чтению. Если убрать книгу подальше и сказать "не трогай", "не читай, не поймёшь", - это очень работает на желание прочесть книгу.

НЛО: В Вашей книге "День числа Пи", Набоков так или иначе тоже присутствует: один из героев говорит о том, что связывало, роднило композитора Скрябина и писателя Набокова.

Н.Д.: Это не то, чтобы связь, просто у Левы, героя этой повести, цветной слух, а самые известные две личности, которые обладали цветным слухом, это как раз Скрябин и Набоков. Скрябин писал, прописывал световые партитуры к своей музыке. А Набоков, который не занимался музыкой, но он довольно отчетливо видел буквы в цвете. И, чтобы примерно объяснить, что это такое, представьте, какого цвета ваше имя. Вот какого цвета буква А?

НЛО: Синяя, голубая.

Н.Д.: Это удивительно, обычно здесь люди единодушно говорят, что она красная. Но всегда есть какое-то ощущение, и мы не можем это описать, не можем понять почему. И вот это вот, когда мы не понимаем почему, не можем объяснить – это всегда мне было интересно

НЛО: Герои многих Ваших книг - подростки. Для того чтобы писать про них, надо, что называется "влезть в голову" этого юного человека, подсмотреть, вытянуть из себя что-то изнутри.

Н.Д.: А я не вылезала из этой головы подростковой, я хорошо помню это время. Оно непростое. Человек в этом возрасте совсем взрослый. Он думает, как взрослый, многое знает, как взрослый, только у него все настройки до максимума. Просто мозоль, что называется, не наросла, но он все понимает, все чувствует, но так, как это все происходит с ним в первый раз, и вопросы он себе ставит какие-то. И никто столько не думает, сколько думают люди в 13-14 лет.

НЛО: Совет родителям, как выбирать детскую литературу сейчас?

Н.Д.: А вот очень хорошо, что вы задали именно такой вопрос, потому что обычно говорят: "Дети не читают, что нам делать?" Они не должны читать. Дети нам ничего не должны. Они не должны читать. Мы можем им показать, выбрать что-то для них. Есть такая проблема: люди хотят дать детям самое лучшее, значит, проверенное временем, чаще всего.

НЛО: Это проблема?

Н.Д.: Это проблема, потому что детям нужно давать не самое лучшее, а разное. Вы представления не имеете, через какую книгу он "зайдет в литературу". Это может быть не самая лучшая книга, с вашей точки зрения. Но она может его зацепить, это может быть, вообще, совершенно второсортный какой-то текст, по вашему представлению. Учитывая огромное количество текстов, конечно, нам нужны какие-то ориентиры. Сейчас появляются книжные блогеры, которых можно слушать, можно найти своего.

НЛО: Они тоже разные бывают?

Н.Д.: Да. И если оказывается, что вы с ним два раза согласились, вполне возможно, вы в третий и в четвертый согласитесь. Есть разные ресурсы, есть портал "Папмамбук", который я очень люблю, потому что там детские отзывы страшно важны. Наши дети очень часто слушают не взрослых, а людей на год, на два старше себя. Ну и конечно, для меня очень важная история – это издательства, особенно небольшие издательства. У них всегда есть какая-то идея и они знают чего хотят. Я люблю книжки, к примеру, "Самоката" не потому, что они меня издают, скорее наоборот, это я к ним пришла, потому что мне нравятся тексты, над которыми они работают.

НЛО: Кроме печатных изданий, где можно прочесть Ваши книги?

Н.Д.: У меня все книги, которые участвовали в конкурсе "Книгуру", есть в открытом доступе. Это "Я не тормоз", "День числа Пи" и плюс самые, наверное, важные, как мне сейчас кажется, мои тексты "Около музыки" и "Скрипка неизвестного мастера". В сети есть эти четыре текста. А если говорить о книгах, то у меня сейчас десятая на подходе.

Лента новостей