Найти

Нелегальные маршрутки маскируются. Какие схемы придумывают теневые перевозчики? И почему их не могут снять с дистанции?

О транспортных проблемах многоэтажного Кудрово говорили не мало.

 Еще недавно до петербургского метро добраться можно было только на нелегальных маршрутках. В конце прошлого года власти запустили официальный регулярный маршрут до метро Дыбенко, подвинув нелегалов. Теперь их пытаются изжить из других районов области. Однако  теневики не сдаются и придумывают новые схемы ведения бизнеса в обход закона. Какие, знает Алексей Спиричев.

- Леша, здравствуй. Перевозчики находят схемы, которые позволяют избегать наказания.

- Да, нелегальные перевозчики придумали, как безнаказанно выходить на маршруты. Чтобы навести порядок - надо менять федеральный закон.

- Есть два вида нелегальных перевозок. Первый, самый примитивный. Нашел микроавтобус и вышел в рейс. Под пассажирские приспосабливают даже грузовые микроавтобусы - в кузове приваривая сидения. Никакого техосмотра. Никаких гарантий безопасности. По такому принципу несколько лет нелегалы работали в Кудрово, пока власти и автоинспекция не взялись за тотальную борьбу с самовольными перевозками.

Однако есть более продвинутый способ возить людей нелегально. Это когда транспортные компании маскируются под такси и заказные автобусы, но курсируют по регулярным маршрутам. Доказать это сложно. Псевдозаказные автобусы есть почти в каждом районе. Это те же маршрутки. Только в них имитируют - что поездку заказали пассажиры. Перед отправлением регистрируют клиентов, вносят в список. У водителей есть специальные журналы. По большому счету - нужно только назвать фамилию. Чтобы пассажиры отличали один маршрут от другого, перевозчики выделяют последние три цифры мобильного телефона на лобовом стекле. На самом деле - это номер рейса. Людей заманивают низкими ценами - берут за проезд меньше, едут быстрее. Вот как это работает на практике.

Парковку возле жд станции в Сланцах называют автовокзалом нелегальных перевозчиков. По документам эти микроавтобусы принадлежат турфирме и возят пассажиров по заказу, на деле это регулярные маршрутки.

- До Петербурга автобус? Да. Поедешь? А сколько? 400 рублей. Фамилию вашу назовите? Спиричев А.В. А зачем? Ну мало вдруг потом потеряетесь

Автобусы старенькие, в салоне не развернуться, зато вдвое быстрее, чем на городском Пазике. Даже на дневных рейсах одна машина набирает не меньше 10 человек. Как говорится в тесноте да не в обиде.

Перевозчику официального маршрута до Петербурга такой пассажиропоток только снится. Говорят, когда-то был один самых прибыльных рейсов, а теперь, на нём воздух возят.

Александр Пастухов - водитель:

- Ну что делать, людям не прикажешь где им ехать с нами, или с незаконными. Наши видимо привыкли ездить быстро хотят быстро приехать, людей не заставишь ездить.

По примерным подсчётам заказные маршрутки забирают у местного перевозчика 70% пассажиров. Уже несколько лет предприятие на грани закрытия. Все понимают, пока не исчезнут заказные перевозки проблемы не решить, но системно боротьcя с нелегалами в Сланцах пока не спешат.

Похожая история в Кингисеппе. Сферу нелегальных перевозок здесь делят две компании. Суммарный автопарк - 70 машин, в пять раз больше чем на маршруте легального перевозчика.

- Быстро едет, нет, 90, он больше не едет, честное слово, а он, у него движок старенький.

- Они нарушают правила, когда едут, вылетают на встречную полосу, ладно подвергают свою жизнь опасности но и нашу жизнь, я не хочу рисковать своей жизнью, мне немало лет но ещё хочу пожить.

Пока нелегалы расцветают, официальный перевозчик сокращает убыточные рейсы. С февраля отменены все автобусы в Петербург по субботам и пятницам. Ходят слухи, что маршрут могут вообще закрыть. Руководство автопарка ситуацию не комментирует.

Открыть легальные автобусный маршрут непростая задача. Надо отремонтировать технику, организовать технический и медицинский контроль, выйграть тендер, согласовать маршрут. Заказным автобусам всего лишь достаточно иметь документы на машину и список пассажиров. Так, проще, дешевле и выгоднее.

Андрей Заботин – директор компании:
- Очевидные внешне факты - труднодоказуемые. Этот водитель маршрутки из Большой Ижоры говорит что едет с другом по делам. Хотя под номером телефона на стекле ясно просматриваются последние три цифры 801. Это номер маршрута. В салоне висит расписание. Судя по нему бизнес поставлен на поток. На маршруте ежедневно работают 6 машин с утра до вечера.

- Что у вас за автобус коммерческие перевозки? Это частная машина, эй не надо меня показывать. С какой станции отъезжаете? Это частная машина, моя машина, моя машина частная машина, пустой машина, никого нету здесь.

Владимир Наддэсон:

- Директор транспортной компании -Какая маршрутка? Это заказной автобус там даже написано, видите на лобовом стекле заказной.


Но даже эти, явные признаки нелегала не дают возможность как-то наказать таких компании. Если по заказным перевозкам документы в порядке то не подкопаешься. Впрочем в погоне за прибылью нелегалы порой сами подставляются. В этой маршрутке некоторых пассажиров не было в списках их вероятно подобрали по пути. Хотя правила компании запрещают сажать без предварительной регистрации.

- Когда пассажиров в автобус сажали, вы документы у них спрашивали? Конечно ,спрашивали. Ну, вот пассажира одного нету в списке, как нету в списке. Только что в Купчино проверяли. Лично я его не проверял, там у нас проверяющий стоит, он его проверил и сел.

За такое нарушение автомобиль можно изъять на целый месяц, а ещё выписать штраф до 200 тысяч. Этим и пользуются проверяющие. Правда, нелегалы без боя не сдаются. Могут оказать сопротивление или сбежать. Поэтому на рейды иногда даже спецотряды привлекают.

– Давай давай давай, сюда езжай.

Ринат Ягудин – руководитель ГКУ ЛО Леноблтранс:

- Мы применяя меры административной ответственности и изъятие транспортных средств которое на время позволяет исключить его из процесса его владелец теряет деньги. Мы говорим не только заплати штраф и езди дальше, а то, что автобус может месяц два находится на стоянке до принятия административного решения, а это серьёзный удар по доходам перевозчика

Чиновники и законодатели многих регионов не первый год настаивают на возвращении лицензирования заказных перевозок. В Минтрансе, похоже, прислушались к просьбам регионов. Сейчас ведомство готовит поправки в законопроект о перевозках. Ожидается что дума примет изменения уже в этом году. Правда, эксперты опасаются, что нелегалы так просто не сдадутся, закупят легковые минивены и будут возить пассажиров под прикрытием такси.

Лента новостей