На дне Ладожского озера экспедиция Русского географического общества исследует любопытную находку
Сильный ветер утих, Ладога сжалилась и позволила водолазам сделать уникальные кадры. На дне озера ныряльщики обследуют любопытную находку – взорванную баржу времен Великой Отечественной войны.
Александр Громов корреспондент:
- "В ноябре 1942 баржа, которая сейчас находится под нами, шла ровно таким же курсом – через Ладогу в Ленинград. Внезапно на караван налетели вражеские самолеты, бомба угодила судну в корму, в считанные минуты тяжелый корабль пошел ко дну".
Бомбы буквально разорвали её, за десятки лет волны разбросали по дну обломки и грузы. Причиной тому, говорят исследователи – небольшая глубина Ладоги в этом месте – всего 10 метров.
- "К сожалению, тот район, где мы работаем – он очень мелководный, учитывая, что на Ладоге шторма весьма сильные, то большое повреждение происходит буквально механически".
Это судно – своеобразный конструктор. Разные части 50-метровой баржи производились на разных заводах Ленинграда, а воедино их собирали уже на ладожском берегу.
Андрей Лукошков историк, научный консультант Центра подводных исследований РГО:
- "Самую историческую ценность представляют железнодорожные платформы – они еще дореволюционные, еще царские, и которых вообще-то и в музеях-то не осталось".
Баржу водоизмещением в 600 тонн в Ленинграде построили весной 1942. На судне уложили рельсы. Въехать на борт могли сразу десять железнодорожных вагонов или шесть паровозов.
Суда, на которых в несколько ярусов перевозили военную технику – были желанной добычей для немецких летчиков. Удивительно, говорят историки, что прожить эта баржа сумела целых полгода.
Сергей Фокин, исполнительный директор Центра подводных исследований РГО:
- "Она перевозила генераторы на автомобильных колесах, то есть была интересная этажерка – была баржа, на ней – железнодорожная платформа, на ней, автомобильная платформа, на которой стоит генератор, нам удалось обнаружить несколько колес".
О местонахождении баржи было известно давно. Некоторые находки с места крушения уже переданы в музей, многое пропало безвозвратно. Впрочем, и сегодня исследователям удалось кое-что поднять со дна.
- "Артефакт – выключатель. Лежал там. Не нажимается, залип".
А вот судно, сетуют специалисты, к пункту назначения уже никогда не пришвартуется. Особой исторической ценности баржа не представляет, да и рассыпаться может в любой момент.
Олег Медведев водолаз-исследователь Центра подводных исследований РГО:
- "Как только поднимаешь – начинается разрушение на воздухе. Некоторые детали, палуба разрушена, корпус поврежденный. Он же не просто так утонул от нечего делать – он получил повреждения".
Впрочем, на этом экспедиция не закончится. Водолазы тщательно обследуют озеро по всему маршруту Дороги Жизни. Военным музеям эксперты обещают по-настоящему большие экспонаты, многие из которых сохранились только на дне в единственном экземпляре.
Александр Громов, Алексей Хюркес, Вадим Корнеенков, «Последние известия», Ладожское озеро
Поделиться статьей: